Мекка для туристов, а для бизнеса? Что ждет Колыванский камнерезный завод
На камнерезном Колыванском заводе нет случайных людей. Как и нет такой науки – правильно работать с камнем. Этому не учат в университетах, не проводят семинары. Стать профессионалом, мастером, гуру камнерезного дела можно только одним способом – прийти на завод и пройти весь путь. От "подержи, принеси, подай" до человека, на котором в том числе держится завод. Кто выдает свою продукцию за колыванскую, сколько будет стоить копия "Царицы ваз" и какое оно – настоящее завода, узнавал amic.ru.
Дорог как память
Для большинства людей, как ни крути, Колыванский завод - это музей. Но только для понимающих людей это действующий памятник промышленному производству. Производству, которому более двухсот лет. Завод начал работать в 1802 году. И ни на один день не прекращал своей деятельности.
Только представьте, за все время работы здесь было создано более тысячи значительных произведений. И большая часть сегодня находится в музеях и частных коллекциях. Только в Эрмитаже находится 89 ваз, торшеров, чаш, 4 камеи. В том числе и знаменитая Колыванская ваза.
На территории камнерезного завода стоит помещение, где 11 лет работали над "Царицей ваз". Сейчас это просто память, но, возможно, со временем легендарную постройку откроют. И для туристов, и для работы, говорит директор предприятия Андрей Михеев.
Сколько сегодня стоит "Царица ваз"?
Легендарная ваза изготовлена из монолитного куска яшмы. Его нашли в окрестностях колыванского озера. На протяжении 11 лет 42 мастера ваяли произведение искусства, которое навсегда увековечило горную Колывань как родоначальницу камнерезного дела.
Подвиг мастеров, которые работали над "Царицей ваз", нельзя повторить. Потому что вряд ли кто-то закажет у завода подобное произведение. Однако, говорит мастер камнерезного шлифовального цеха Николай Поднебеснов, если у человека появится такое желание – сделаем. Интересует цена вопроса.
"Царица ваз" бесценна. С точки зрения истории и искусства. Однако по тем временам (1843-й год) ее стоимость составляла более 30 тысяч рублей. В пересчете на наши дни это, по самым скромным подсчетам, минимум 100 миллионов рублей. Есть желающие?
Труд ценою в жизнь
В годы Великой Отечественной войны Колыванский завод, как и многие в стране, работали на оборонные предприятия. Мастера камнерезного изготавливали доводочные бруски.
В основном на заводе работали женщины – почти всех мужчин забрали на фронт. Но на производство не брали девушек моложе 18 лет. Щадили. Несколько лет такой работы – это верная смерть. В каждом камне, в каждой породе есть кварц. Кварцевая пыль поднимается в воздух и оседает в легких. Легкие начинают цементироваться. Болезнь называется силикоз. Это и сегодня неизлечимое заболевание, возможна ремиссия, если своевременно начать лечение. А в годы войны, когда приходилось работать с камнем в холоде, сырости и голоде, о благополучном исходе не было и речи. Женщины работали, умирали, приходили другие.
"Из Ленинграда в Колывань эвакуировали художников, которые делали всякие безделушки. Слоников там, сережки всякие. А доводочные бруски завод делал с 41 года и до 95 года. Кстати, на завод и сейчас не берут малолеток работать. Это считается вредным производством. Хотя сейчас и время другое, и технологии новые", – рассказывает Николай Поднебеснов.
Единственные в мире
Непослушная и своенравная, очень твердая яшма становится пластичной и податливой в руках мастера. Яшма – очень, если не самый, вредный камень, говорит Николай Викторович. "Только наш завод работает с этим камнем. Мы единственные в мире", – уточняет мастер.
Поднебеснов пришел на завод еще в 1972 году, в 84-м стал технологом. О заводе и производстве знает все. Без преувеличения. Говорит, что если в ряд поставить 100 изделий из яшмы и только одно будет сделано на Колыванском камнерезном заводе, то он его узнает.
"Яшмы не бывает одинаковой. Она вся разная. Яшму можно разрезать, смотришь – одна половина полосатая, вторая вообще непонятная. С желтым, с разным цветом, с пятнами. Одинаковых камней не бывает. Как и не бывает одинаковых наборов, ваз, панно", – делится камнерез.
В производственном цехе очень громко и сыро. Рабочий день начинается в 8.00 утра и заканчивается в 17.00. Без воды работать невозможно. Она и пыль "прибивает", и инструмент охлаждает. Перед мастерами лежат эскизы, зарисовки будущих произведений. Иконы, панно, картины. Важно найти подходящий кусочек камня по форме, размеру, цвету. Дальше камень обрабатывают, шлифуют, подгоняют фрагмент к фрагменту.
Стоимость панно может быть и несущественной, а некоторые вещи не каждый сможет себе позволить. На официальном сайте завода размещены цены на их продукцию. Мозаичное панно стоит и 17 тысяч, и 50, и 90. И так до бесконечности – все зависит от фантазии и кошелька заказчика.
В цехе напротив изготавливают совсем другие изделия. Например, верстовой столб сделали для курорта Белокуриха-2. Подобный монолит находится в Барнауле, на нулевом километре. Высота – 4,1 метра. Или идеально круглые шары, какие находятся рядом с театром драмы в краевой столице. Их делают из монолитного куска камня. Самый стабильный спрос на надгробия.
В настоящее время на заводе можно сказать "подъем труда". Есть постоянные заказы, есть желание расширять географию поставок, ищут возможности.
"Наши основные конкуренты – Китай и Урал. Но они выдают свою продукцию за нашу. Приезжаем куда-нибудь, смотрим изделия, а нам говорят, что это изделия Колыванского камнерезного завода. А мы смотрим и понимаем — нет, это точно не наше. Судиться с ними? Да какой смысл? Мы сейчас работаем на себя, у нас грандиозные планы", – рассказал директор Колыванского камнерезного завода Андрей Михеев.
Мекка для туристов
Туристы Колывань любят. Летом на заводе бывает по сотне человек в день. Много жителей Алтайского края, Новосибирской области, Кемеровской. На завод приезжают из Казахстана, Германии, Америки, Франции, Японии, Китая, Австрии. А москвичи не едут.
Возможно, увеличить поток туристов позволит развитие инфраструктуры. Все же дорога оставляет желать лучшего. Тем не менее, желающих приехать в Колывань и увезти с собой на память кусочек яшмы много. Яшмы с родины самой большой в мире вазы.