Аурика Тыргалэ: "Бодибилдинг" – слово, пугающее наших спонсоров"
На сегодня Аурика Тыргалэ – единственная в Сибири спортсменка с профессиональным статусом в категории Fitness. В апреле она присутствовала на Кубке Алтайского края по бодибилдингу. О том, какие бывают виды турниров, чем профессиональный атлет отличается от любителя и как обстоят дела в нашем городе со спонсорством, она рассказала в программе "Тема дня" в эфире радиостанции Эхо Москвы в Барнауле.
Напомним, 11 апреля 2016 года состоялся Открытый кубок Алтайского края по бодибилдингу, бодифитнесу и фитнес-бикини. Подробности – в нашем фоторепортаже.
Насколько тяжело было смотреть на участников? Ведь когда-то и вы начинали свою спортивную карьеру с этих соревнований?
- Не тяжело нисколько. Сейчас я участвую в соревнованиях другого уровня, работаю на других площадках, и у меня совсем иные соперники-профессионалы. Они этим живут, зарабатывают на этом. Скажем, немного другая атмосфера присутствует, так что на эту сцену я не стремилась.
- Получается, что свое прошлое вы уже отпустили, а каким видите будущее?
- Первый старт я планирую сделать в конце мая — начале июня. Однако эти соревнования пройдут не в нашей стране, поскольку у нас ни одного подобного турнира не проводится. Проходят соревнования в США и Канаде. Однако в конце мая будет проводиться Arnold Classic Africa в Йоханнесбурге, но мое участие там под большим вопросом. В январе я получила приглашение на Arnold Classic Australia, которые проходили в марте, но я к этому времени не была в нужной физической форме. Да и заявку на участие я не подавала. В результате я отказалась от этого турнира. Поэтому моя заявка на Arnold Classic Africa не была рассмотрена должным образом организаторами. Несмотря на то, что списки уже готовы, организаторы говорят, что будут иметь в виду мое желание поучаствовать в этом турнире.
- А есть ли документы, регламентирующие обязательное участие во всех соревнованиях?
- У профессиональных спортсменов существует единственная цель — выступление на ежегодном Mr.Olympia в Лас-Вегасе. Как раз по итогам года каждому участнику присылается календарь соревнований, ориентируясь на него, мы планируем собственный год и посылаем запрос в профессиональную лигу. Вообще я могу выступать на любом турнире, но поскольку я начинающий профессионал и у меня нет соответствующей квалификации, то мне нужно быть на всех турнирах, не пропуская их. Только в этом случае меня заметят в профессиональном сообществе, поскольку никому не интересны спортсмены-однодневки.
- Получается, что это некое выращивание звезд, на которых потом можно будет сделать ставку?
- Да, однозначно, ситуация выглядит именно так.
- Иными словами, сначала они (судьи – прим. редакции) двигают людей, а потом эти люди двигают федерацию?
- С такой ситуацией мы, собственно, и столкнулись в 2014 году, во время моего дебюта в Чикаго. В то время я находилась в отличной конкурентоспособной форме, объективно я была одной из лучших и рассчитывала войти как минимум в ТОП-5. Однако я заняла всего лишь 12-е, предпоследнее, место. Уже после соревнований ко мне подходили люди и говорили, что такая ситуация совершенно нормальна. Причина такого отношения судей в том, что они меня совершенно не знают, то есть им необходимо доказать, что я действительно надежный человек.
- Выходит, разгадка лежит на поверхности?
- Да, верно, но при нынешнем курсе доллара из нашего далекого Барнаула спортсменам довольно сложно выбираться на соревнования, поскольку это дело очень затратное, особенно на первых порах. Знаете, это как обучение в институте – сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя.
- Насколько коммерческие турниры окупают затраты на свое проведение?
- Сам турнир затраты не окупает, здесь идет битва за возможность участия в Mr.Olympia и спонсоров. Если ты профессиональный и популярный атлет, то с тобой будут работать спонсоры, а это одежда, залы, профессиональное питание, реклама. Когда у тебя все это есть, ты не будешь ездить на турниры низкого ранга. Существуют турниры, которые выше рангом, их всего шесть. Так вот, организаторы могут себе позволить оплачивать атлету дорогу, проживание и все остальное. Поэтому на такие соревнования ездят топовые атлеты, как правило, входящие в первую десятку. Новичку в эту десятку попасть сложно, но возможно. У начинающих есть выход: участвовать в турнирах рангом ниже, где ничего не оплачивается, но присваиваются квалификационные очки на Mr.Olympia.
- В каких странах проводятся соревнования рангом ниже?
- Для набора недостающих очков для Mr.Olympia мне необходимо принять участие в пяти турнирах: два из них пройдут в Канаде и три – в США.
- Почему вы стали заниматься бодибилдингом, существует мнение, что это направление имеет американские корни и не совсем созвучно с русским менталитетом?
- Красоту тела я вижу именно такой. Я хочу быть профессионалом в этом виде спорта, однако это обстоятельство меня обязывает в мышечном плане быть чуть больше, чем обычная девушка, и я принимаю это условие.
- Сколько нужно пройти турниров рангом ниже, чтобы попасть на Mr.Olympia?
- В моем случае необходимо пройти все пять турниров. В плане экономии можно уехать в страну, где проводятся эти соревнования, и все это время тренироваться там и участвовать. В 2014 году я пробовала такую схему, тогда я два месяца жила в Майами и успешно прошла два турнира. Сейчас вопрос в деньгах, потому что нынешний курс доллара заставляет просчитывать ситуацию тщательнее, да и найти у нас спонсоров довольно проблематично, потому что зачастую людей пугает слово "бодибилдинг".
- Как это обстоятельство влияет на твою подготовку?
- В эмоциональном плане это сильно подводит, потому что сейчас мы готовимся в никуда. Если мы не найдем финансы, то усилия мои, как и тренерская работа, будут впустую. Однако всегда есть вера в лучшее, которая заставляет двигаться дальше.
- Территориально вы ограничены в поиске спонсоров?
- Нет, но зачем, например, спонсору из Москвы вкладывать в атлета из Барнаула, когда есть свои, московские спортсмены.
- А как же система меценатства?
- В моей жизни такие люди встречались. Собственно, благодаря им я и достигла сейчас того, что имею. Эти люди были моими клиентами и друзьями, которые помогали мне в течение нескольких лет. Однако нельзя рассчитывать на постоянную помощь, это неправильный подход. А круг меценатов в нашем городе довольно ограничен. А за рубежом это все представляет собой бизнес с подписанием контракта и его обязательной отработкой.
- Как профессиональному спортсмену тебе какая форма работы ближе?
- Перед соревнованиями в Финляндии я в социальной сети выложила пост и получила очень много отзывов. Мне писали совершенно незнакомые люди, которые вопрошали, почему я до сих пор не переехала за границу, чтобы продолжить работу над собой. По их мнению, совершенно очевидно, что в нашем городе мне надеяться не на что. Конечно, я все понимаю, но русский менталитет мне ближе. Это к вопросу о том, что у нас в стране можно о чем-то договориться, найти обходные пути, а в Америке этого нет.
- А может быть, имеет смысл пожить там, по опыту московских коллег, Фетисова, Кириленко, а потом, вернувшись сюда, реализоваться здесь?
- Думаю, отчасти такое возможно, есть вариант достигнуть профессиональных высот там, а потом с этим опытом вернуться сюда. Но у нас речь не об этом, а о том, что хочется реализоваться именно здесь.