Алтайские перевозчики и депутаты восстали против философии "Платона"

Перевозчики уверяют, что, если система взимания оплаты не будет пересмотрена, рынок алтайских производителей пошатнется
''

Аграриев и сельхозпереработчиков в Алтайском крае ждет кризис, если правительство не пересмотрит систему взимания платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным трассам "Платон". Об этом говорили на круглом столе в АКЗС, организованном по инициативе региональной фракции КПРФ 3 февраля в Барнауле. О том, почему участники мероприятия решили ходатайствовать о трехлетнем моратории на оплату проезда большегрузов и отмене транспортного налога, читайте в материале ИА "Амител".

Тройное налогообложение

Новый дорожный сбор, по заверениям участников мероприятия, по сути, является уже третьим налогом, который добавили к акцизам на топливо и транспортному налогу. Больше всего депутатов АКЗС, Госдумы и самих перевозчиков возмущает тот факт, что собранные средства поступают не в государственную казну, а в частную компанию. 

Руководитель постоянного депутатского объединения АКЗС фракции КПРФ Виталий Сафронов заметил, что при расчете базового тарифа была допущена грубая ошибка в определении годового пробега грузовиков. В документах фигурирует цифра 8,5 тысяч километров. Как показали реальные расчеты алтайских грузоперевозчиков, она составляет минимум 100 тысяч километров за 12 месяцев.

"Годовой сбор составит не 40 миллиардов, как было просчитано, а 300 миллиардов. Нетрудно догадаться, что компенсация пойдет за счет экономии на техобслуживании, обновлении автотранспорта, а также удорожания услуг. Естественно, это повлечет подорожание перевозимой продукции", – заметил Сафронов.

"Километры превратятся в прошествии лет…"

Для глубокого и четкого понимания проблемы грузоперевозчики провели анализ затрат и прибыли, получаемой до и после начала работы системы "Платон". 

Что они получили: 
- расходы на ГСМ составляют 46,4% от общей суммы доходов; 
- затраты на налоги, страхование и амортизацию насчитывают почти 17%; 
- еще 18,3% от суммы идет на заработную плату и такие расходы, как мойка авто, менеджмент и проч.; 
- в остатке – чуть больше 5% чистой прибыли. 

"Согласно расчетам, чистая прибыль 1 километра пути без учета "Платона" составляет 1 рубль 62 копейки. После ее введения прибыль имеет отрицательную величину. Бизнес грузоперевозок становится нерентабельным", – представил свои расчеты директор ООО "Транспортная компания "Вектор" Алексей Пажанцев.

Перевозчики уверяют, что в ближайшее время, если система взимания оплаты не будет пересмотрена, сфера грузоперевозок еще больше усугубит нелегкое положение грузоперевозчиков. Оплата "Платона" в условиях кризиса станет непосильным бременем для алтайских транспортных компаний и фактически вынудит их уйти с рынка.

Удар по алтайским производителям

Алтайский край – регион аграрный, который знаменит своей продукцией на всю Россию. Но именно сельхозтоваропереработчики впоследствии окажутся в не менее сложной ситуации, чем грузоперевозчики, отмечают эксперты. Сегодня более 60% грузов из края отправляют в Калининград, Москву, Дальний Восток именно автотранспортом. 

Директор ООО "Аско-Транссиб" Юрий Сидельников заметил, что алтайские грузоперевозчики, по сути, субсидируют местных производителей. Усредненная прямая себестоимость перевозки достигает 70 тысяч рублей. При этом оплата рейса Барнаул-Москва обходится аграриям примерно в 55-60 тысяч рублей. Перевозчики идут навстречу своим землякам и делают им скидку. При этом свои затраты и убыточность рейса в Москву они компенсируют за счет маршрута из столицы до Барнаула, который чаще всего оплачивают уже поставщики из Центральной России.

"Сегодня мы уже не имеем возможности перенести эти издержки в счет уменьшения прибыли. Мы вынуждены закладывать их в стоимость услуг. В результате большая часть перевозчиков перестанет работать, а алтайские товаропроизводители рискуют потерять рынки сбыта. Внутри региона крупные компании не смогут реализовывать тот объем продукции, что есть у них сейчас", – предсказал Сидельников.

При этом, добавил руководитель Союза перевозчиков Алтайского края Юрий Бетеньков, взамен местных грузоперевозчиков на рынок придут московские компании. Но они, по версии эксперта, уже не будут субсидировать наших производителей, а также давать им отсрочки в оплате. Все это повлечет рост цен.

Доработать и отменить 

Депутаты АКЗС и Госдумы выступили с предложением доработать систему "Платон" и на ближайшие три года отменить взимание платы за проезд по федеральным дорогам. Кроме того, прозвучала необходимость отмены транспортного налога, а также оплаты наносимого дорогам ущерба уже после совершения рейса, а не до него. Особое внимание было уделено частным организациям, которые за администрирование процесса будут получать доход, исчисляемый в миллиардах. Одним из вариантов было предложение передать администрирование средств Росавтодору.

"Если это налог, тогда собирать средства должны соответствующие государственные органы и деньги должны идти в бюджет. По сути, сейчас они идут в частные компании. Резонный вопрос возникает – зачем? Речь идет о сумме свыше 10 миллиардов рублей в год, который недополучит бюджет", – убежден депутат БГД Антон Васильев.

Он напомнил, что обязательно нужно учитывать региональные особенности. Сегодняшние условия ставят в неравные конкурирующие условия перевозчиков из Алтайского края и, например, из Самары. Именно поэтому необходима коррекция и в этом аспекте. 

Послесловие

Подводя итог мероприятия, участники круглого стола сообщили о необходимости ходатайствовать краевой администрации перед правительством о введении для перевозчиков из Сибири регрессивной ставки за проезд по принципу "нулевого километра" на железной дороге. То есть не платить за первую тысячу километров, а далее каким-то образом уравнять стоимость сбора с водителей европейской части России. Эксперты отметили, что Алтайский край относится к числу регионов, расположенных экономически невыгодно. Эта мера позволит поставить в одинаковые условия перевозчиков из разных субъектов федерации. 

Также в числе рекомендаций были названы усиление контроля за ремонтом автомагистралей и расходованием средств, направляемых на их ремонт. 

Напомним, "Платон" – это система взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой более 12 тонн. Система была запущена 15 ноября 2015 года. Стоимость проезда для большегрузных машин составляет 1,53 рубля за километр, но данная расценка станет временной и в течение следующих нескольких лет будет повышена до 3,73 рубля. Ее введение вызвало многочисленные протесты автоперевозчиков по всей России.

На днях попытки отменить действие системы "Платон" прокатились вновь по российским городам. Так, в Ижевске дальнобойщики объявили о начале многодневной голодовки. Орловские дальнобойщики уже сейчас готовятся к очередному митингу против несовершенств системы. Вместе с тем президент Владимир Путин, неоднократно отвечая на вопросы журналистов, заявлял, что об отмене "Платона" не может быть и речи.

Читайте полную версию на сайте