"На литой цепи почета". О чем не любят вспоминать наследники Высоцкого?
25 января – очередная годовщина со дня рождения автора-исполнителя Владимира Высоцкого. У него была непростая творческая судьба при жизни и еще более непростая посмертная популярность. Об этом человеке сегодня вспоминает ИА "Амител".
Его клятва
После того как страна, в которой жил и творил Высоцкий, пережила перестройку, распад, разброд и шатание в общественном сознании и нечто вроде попытки "склейки", его роль и место в отечественной культуре до сих пор не поддаются классификации.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года. Его раннее детство прошло в коммунальной квартире на 1-й Мещанской, позже жил в доме №10а по Большому Каретному переулку. Оба эти дома фигурируют в его песнях – "Баллада о детстве" и "Большой Каретный". Эти песни широко известны и отлично растиражированы. Гораздо меньше известно самое первое стихотворение Высоцкого – "Моя клятва". Дело в том, что оно написано в 1953 году и написано вскоре после смерти Иосифа Сталина. Конечно, наша печать, охотно печатавшая текст "Баньки по-белому", особенно выделяя фразу "…и наколка времен культа личности засинеет на левой груди…", не могла признать, что этому культу был подвержен и юный Высоцкий.
"Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело.......
…В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой…." - писал в этом стихотворении будущая легенда советского кино и советской авторской песни.
"Крестный дядя"
Не слишком широко известно о человеке, помогавшем делать Высоцкому первые шаги в песенном творчестве. Это Алексей Высоцкий – дядя поэта, советский писатель, журналист, фронтовик. Ему, кстати, были посвящены некоторые песни Владимира Семеновича из "военного цикла". Он стал его "крестным дядей" в авторской песне. После демобилизации в 1959 году он активно общался с советской богемой и был одним из тех, кто продвигал движение т.н. "авторской песни". Именно Алексей Высоцкий в 1962 году привел племянника в Дом техники Министерства речного флота РСФСР (где тогда официально работал) и организовал первую профессиональную запись его песен. Эта запись широко разошлась по Москве, сделав начинающего автора популярным.
Позднее Владимир Высоцкий записал еще немалое количество песен у дяди дома (там была оборудована почти профессиональная мини-студия звукозаписи). Каждый его приход сопровождался долгими разговорами, некоторые из которых также вдохновили на создание песен.
В 1967-1968 гг. в советских изданиях появился ряд публикаций, в которых довольно жестко оценивалось творчество Владимира Высоцкого. Самая известная из них – статья "О чем поет Высоцкий" в "Советской России".
После этого Алексей Высоцкий замолвил слово за племянника перед своими знакомыми в высших партийных кругах. Владимир Семенович написал письмо с разъяснениями в отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, в котором изложил свою позицию и акцентировал внимание на передергиваниях в публикациях. После этого пресса перестала нападать на него.
Тернистый посмертный путь
Посмертная судьба Высоцкого не менее драматична, чем его жизнь. В перестроечные годы наблюдалась апологетика Высоцкого как "борца с тоталитарным" режимом и поэта-мученика. На воспоминаниях о нем многие известные и малоизвестные богемные (и не очень) персонажи без стеснения делали себе пиар.
Менее апологетический (хотя и далеко не бесспорный) подход к его жизни и творчеству позволил известный журналист и писатель Федор Раззаков. В своих книгах он попытался дать свою оценку некоторым сторонам биографии и произведений Высоцкого. Однако первым, кто стал негодовать и якобы встал на защиту честного имени поэта и певца, стал Никита Высоцкий – сын Владимира Семеновича. С помощью суда он добился запрета на продажу двух книг об отце. Хотя сам при этом написал сценарий к более чем сомнительной ценности фильму "Высоцкий. Спасибо, что живой". В картине народный любимец предстает законченным наркоманом, не брезгующим "теневыми" доходами, за которым якобы охотится КГБ. Мало того, что история с попыткой КГБ посадить Высоцкого полностью высосана из пальца, так "благодарный" сын заставляет экранного отца совершать деяния, уголовно наказуемые в любой стране.
Можно, конечно, вспомнить тяжбы и обмен "любезностями" между потомками, наследниками и друзьями Высоцкого в судах и СМИ. Но это, по большому счету, ничто в сравнении с посмертным определением его в музыкально-поэтический пантеон, в котором из творца выхолащивается личность с ее борениями и метаниями. Неизвестно, думал ли Высоцкий о своей посмертной судьбе, когда писал стихотворение "Когда я отпою и отыграю", но получилось так, что почувствовал ее. Точнее, и ее тоже:
"…Посажен на литую цепь почёта,
И звенья славы мне не по зубам...
Эй, кто стучит в дубовые ворота
Костяшками по кованым скобам!..
Ответа нет, - но там стоят, я знаю,
Кому не так страшны цепные псы.
Но вот над изгородью замечаю
Знакомый серп отточенной косы...
Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока - и выбегу в грозу!"
В общем, увлекательный и насыщенный разговор о жизни и наследии Высоцкого еще впереди.
Материал впервые опубликован 25.01.2016