"Таких самолетов никто никогда не строил": взлет и крах уникального Ан-124
Только 13 лет выпускался уникальный транспортный самолет АН-124 ("Руслан"), аналогов которому в мире не было и нет до сих пор. Первый полет самого большого серийного транспортного самолета АН-124 состоялся 24 декабря 1982 года. В память о данном событии ИА "Амител" предлагает читателям ознакомиться с историей этой уникальной машины.
В те годы шло жесткое противостояние между СССР и США. Авиастроение было одной из ключевых площадок этой борьбы. Особенно это касалось транспортной авиации.
В 1965 году в Киеве, в КБ Антонова уже был создан тяжелый транспортный самолет Ан-22 ("Антей"), и Советский Союз стал обладателем самого большого в мире грузового самолета грузоподъемностью 60 тонн.
Читайте также: "Интересные факты о легендарном ТБ-1, который "мог бы предотвратить войну"
Но триумф был недолог: в США полным ходом шла работа над Lockheed C-5 Galaxy, который был значительно мощнее советского самолета. Его тактико-технические характеристики намного превосходили "Антей". Только грузоподъемность это "монстра" была 120 тонн.
В СССР было принято решение создать еще более тяжелый транспортник. Самолёт Ан-124 "Руслан" создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники. Планируемая грузоподъемность составляла 120-140 тонн.
Также самолёт мог быть использован и для крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства, в том числе нестандартных крупногабаритных.
Читайте также: "Первый в мире: интересные факты о реактивном пассажирском лайнере Ту-104"
К созданию тяжелого дальнего транспортного самолета Ан−124 "Руслан" приступил коллектив Киевского механического завода. Главным конструктором — руководителем проекта по самолётам Ан-124 указом Совмина СССР был назначен Виктор Толмачёв.
Таких самолетов еще никто и нигде не строил. Нужно было решить массу технических вопросов: с нуля разработать технологии и создать оборудование для работы с деталями и узлами огромных размеров. В постройке опытных образцов участвовали Киевский, Ташкентский, Ульяновский авиационные заводы. Кооперация была очень широкой, было задействовано более 100 заводов.
В результате прогрессивных проектных решений Ан-124 стал самолетом нового поколения во многих отношениях, особенно по транспортному потенциалу, превосходящему Lockheed С-5А Galaxy на величину до 25%.
Американцы получили достойный ответ. Самолет Ан-124 можно смело назвать венцом инженерно-конструкторской мысли Советского Союза. При создании самолета было использовано множество новых материалов и технологий, многие из которых не имели мировых аналогов. Именно благодаря этому удалось создать машину с уникальными техническими характеристиками.
Первый полет самолета состоялся 24 декабря 1982 года. В 1985 году его сначала показали советским журналистам, а затем представили мировой общественности на авиационной выставке в Париже. В том же году Ан-124 поставил сразу 21 мировой рекорд, включая рекорды дальности полета и грузоподъемности. Советская армия получила надежную транспортную машину, выполняющую все логистические задачи военных доктрин.
Первоначально планировали производить Ан-124 в Киеве, но в начале 1980-х годов правительство приняло решение подключить к его производству только что вошедший в строй Ульяновский авиационный промышленный комплекс.
Последний самолет был выпущен Ульяновским авиазаводом в 1995 году. В последние годы неоднократно совершались безуспешные попытки возобновить серийное производство этой уникальной машины, ибо спрос на услуги подобных грузовых самолетов на мировом рынке весьма велик. Стоимость одной машины составляет 100-120 млн долларов. Так и закончилась славная эра уникальной машины.
Самолет создан по классической схеме, с высоко расположенными крыльями небольшой стреловидности и четырьмя турбореактивными двигателями. Кабина экипажа расположена спереди самолета. Максимальная скорость – 865 км/ч, грузоподъемность (в зависимости от модификации) – 120-150 тонн. Впервые в СССР самолет был оснащен бортовой автоматизированной системой контроля. В мае 1987 г. Ан-124 № 01-08 выполнил беспосадочный перелет протяженностью 20151 км вдоль границ Советского Союза за 25 часов. Взлетная масса тогда достигла рекордной величины – 455 т. Был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту.