Кому невыгодна система "Платон" и как избежать дальнейших забастовок?

Почему система "Платон" не устраивает производителей и грузоперевозчиков, как пострадают потребители, выясняло ИА "Амител".
''

"Платон" – это система взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн. Система работает уже месяц, и все это время по стране проходят забастовки и акции протеста. Почему "плата за тонны" не устраивает производителей и грузоперевозчиков, как пострадают потребители и можно ли найти компромисс, который устроит власть, общественность и бизнес? На эти вопросы ответил Юрий Сидельников, директор одного из предприятий по перевозке грузов.

Разрушительная система "Платон"

Система "Платон" разрушительна в том смысле, что идет невероятная нагрузка на бизнес автоперевозчиков, особенно в непростой экономической ситуации. Потому что дороги у нас строятся согласно СНИПам, с учетом той грузоспособности, с которой, так скажем, "работают" фуры. И надо сказать, что после введения системы в работу слухи об "убийственной" силе большегрузов явно преувеличены.

Говорят, что движение одной фуры эквивалентно 12 "легковушкам". На самом деле идет соотношение одного к шести. Есть информация, сколько зарегистрировано автомобилей, попадающих под оплату по системе "Платон", – один миллион. А легковых автомобилей при этом 40 миллионов. Вот и можно соотнести ту нагрузку, которую осуществляют автомобили на дорогу.



Грузовой автомобиль проезжает в год около 100 тысяч километров по федеральным дорогам, расходует примерно 50 тонн дизтоплива. В литре топлива находятся семь рублей акциза, получается, что в год мы платим 350 тысяч с одного грузового автомобиля. Считайте сами.

Читайте также: Что такое система "Платон", против которой бастуют российские дальнобойщики?

Доходы от "Платона"

Я нигде не видел точную цифру, которая должна поступить в бюджет за счет сборов от системы "Платон". Называется цифра в 40 миллиардов рублей. Вроде много. Но можно посмотреть и с другой стороны. Элементарный подсчет показывает, что система "Платон" позволит собрать более 300 миллиардов в год. Автомобиль в год проходит где-то 120-150 тысяч километров. Это средний показатель. Из них 100 километров будет пройдено по федеральным дорогам. С 1 марта оплата будет 3,06. Умножаем 100 тысяч на три рубля и получаем около 300 тысяч. И, согласно заявленному количеству автомобилей, умножьте эту цифру на миллион. И все-таки почему заявляется о 40 миллиардах? Система соберет намного больше, мы только что посчитали.

У нас есть налоговая нагрузка, мы платим деньги как бизнесмены и как владельцы транспорта. Мы теперь фактически платим еще одну налоговую нагрузку, которая сопоставима с нагрузкой от дизтоплива. Это явно несправедливо.

Рисовали на бумаге, да забыли про овраги

Есть еще такие нюансы: систему ввели, а некоторые законодательные акты забыли привести в соответствие. Например, такая ситуация: большинство перевозчиков являются представителями малого бизнеса, который работает по упрощенной системе налогообложения. И самое интересное, что бизнес, который работает по общей налоговой системе, может отнести расходы по системе "Платон" в налогооблагаемую базу и уменьшить налоги. А те предприятия, которые работают по формуле "доход минус расход", не могут.

Это мы еще не рассматриваем воздействие "Платона" на бизнес с точки зрения конкуренции. Большие компании гораздо дольше могут удерживаться на рынке даже при такой нагрузке. Маленькие компании будут уходить. Не будет хватать оборотных средств. Это приведет к тому, что рынок будет переформатирован в пользу больших транспортных компаний. Товаропроизводители Алтайского края тоже пострадают.

Читайте также: Алтайские дальнобойщики устроили забастовку на трассе М-52. Фото

Одни расходы


У меня в год на содержание автомобиля уходит от 300 до 400 тысяч рублей. Эти деньги вкладываются и в безопасность транспортного средства. Еще ложится дополнительная нагрузка в размере 300 тысяч от системы "Платон". Но я думаю, что эта финансовая нагрузка распределится между мной и грузовладельцем. Тем не менее, я уже не смогу вложить 100 тысяч в свое транспортное средство. И через два-три года мы увидим, что большегрузы будут не в самом удовлетворительном состоянии, мягко говоря.

Мы будем экономить на ремонте. Допустим, набор колодок (хороших, фирменных) стоит семь тысяч. Кроме тормозов еще очень много элементов, которые приходится менять. И безопасность будет под угрозой.

Конечный потребитель тоже будет платить. Тяжело посчитать, сколько именно, но точно будет. Если мы (я условно говорю) на один килограмм какого-то груза добавляем один рубль, то потом идет еще и другая наценка, а в конечном итоге получается высокая цена.

Себестоимость доставки груза до Москвы (мы Москву берем как базовый пример, потому что очень много грузов перевозится в центральные регионы страны) при тарифе 3,06 увеличится на 23%. И здесь мы сразу видим повышение цены и ухудшение конкурентной ситуации на рынке грузовладельцев.



Дорога в объезд и компромисс

Мы не можем хитрить и ездить по краевым дорогам, чтобы сэкономить. Наши транспортные средства не предназначены для движения по маленьким дорогам, где ходят небольшие грузовики и легковушки. И даже до системы "Платон", когда у нас была возможность ехать через Камень-на-Оби, мы все равно ехали по федеральной трассе. Во-первых, я не хочу там машину разбивать, во-вторых, мне дороже выйдет по пробегу делать крюк.

Есть предположения, что акции протеста будут продолжаться в виде забастовок. Но учитывая то, что сейчас к этой проблеме стали подключаться другие институты общества, то я думаю, что компромисс будет найден.

На мой взгляд, самое разумное – пересчитать тариф. Потому что еще до введения системы "Платон" Минэкономразвития заявило, что, по их мнению, правильная тарифная ставка должна составлять 0,64 рубля. Мои подсчеты тоже показывают, что мы должны платить около 60 копеек, чтобы принести в бюджет 40 миллиардов рублей. Если бы с самого начала ставка была бы разумной, это не вызвало бы такой волны негатива.

Все материалы по этой теме можно прочитать здесь.

Читайте полную версию на сайте