Переход через майдан. Чем обернулась для Украины "революция достоинства"?
Двухлетие украинского Евромайдана было не очень активно замечено российскими СМИ и не слишком активно украинскими. ИА "Амител", в свою очередь, не проходит мимо этой, пусть даже некруглой даты и вспоминает об этом событии и его итогах.
Янукович как цель
Евромайдан начался 21 ноября 2013 ноября на Площади независимости в Киеве как вполне мирная акция протеста. Формальным поводом для нее послужило решение президента Виктора Януковича повременить с подписанием соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Собственно говоря, участники акции уже в самом начале не скрывали, что их целью является вовсе не давление на главу государства, чтобы заставить его подписать некие бумаги. Их главная цель – заставить его уйти. Это намерение озвучивали и некоторые российские (в том числе и барнаульские) оппозиционеры, побывавшие в те дни в Киеве. Таким образом, начавшись с двойных стандартов и лицемерно декларируемой цели, протест (во многом вполне справедливый) был обречен уже в самом начале. Впрочем, многие участники в ту пору еще об этом не догадывались.
Подписание соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза должно было состояться на саммите "Восточного партнерства" 28-29 ноября 2013 года. Согласно широко распространенной версии, это было сделано под давлением российских властей. На самом деле в Кремле тогда больше склонялись к тому, чтобы отказаться поставлять незалежной энергоресурсы по заниженной стоимости и выдавить значительную часть ее товаров с рынка. Во всяком случае, в подавляющем большинстве отраслевых программ Евразийского экономического союза взаимодействие с Украиной почти не планировалось. На самом деле текст соглашения об ассоциации Янукович просто не читал – он полагался на информацию лиц из своего окружения, в частности советника Анны Герман (не путать с легендарной польской певицей). Однако в то же время в окружении российского политика и экономиста Сергея Глазьева (его должность советника президента РФ не играла тогда в той истории особой роли – перевод делали лица, настроенные оппозиционно по отношению к российской власти) не поленились перевести проект документа, после чего предложили шефу рассказать о нем украинскому президенту. По имеющейся информации, Глазьев позвонил Януковичу и кратко изложил все минусы соглашения – скорый коллапс украинского аграрного сектора, повышение цен на энергоносители, закрытие шахт и многое другое. Виктор Федорович ужаснулся (не без употребления крепких русских выражений) и отказался подписывать документ. Майдан стал разворачиваться на полную катушку.
Ковровая дорожка для Порошенко
Последовал захват административных зданий, после робкой попытки силовиков расчистить площадь и освободить захваченные здания началось вооруженное противостояние. Главную роль в тех трагических событиях играла радикальная националистическая организация "Правый сектор" (запрещенная в России) и ее неонацистски настроенные боевики.
20 февраля 2014 года градус общественного напряжения поднимается стрельбой неизвестных снайперов, которые вели огонь как по участникам Евромайдана, так и по сотрудникам правоохранительных органов.
21 февраля Янукович под давлением подписал соглашение с оппозицией об урегулировании кризиса на Украине и в тот же день, когда стало известно о готовящемся покушении на него, покинул Киев.
22 февраля была распространена видеозапись его обращения, в котором он квалифицировал происходящее в Киеве как "вандализм и государственный переворот". Он также заявил, что не намерен подавать в отставку и подписывать решения Верховной рады, которые считает противозаконными. Спустя несколько часов Верховная рада приняла постановление, в котором было заявлено, что президент "неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий" (при этом текст обращения был отпечатан за день до этого), и назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года.
На досрочных выборах президента победил олигарх Петр Порошенко. Таким образом, антиолигархические призывы Евромайдана оказались погребенными под новой украинской реальностью.
К чему пришел Евромайдан?
Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом позже было подписано в два этапа – политический блок 21 марта 2014 года, экономический – 27 июня 2014 года. Начало действия экономической части (создание зоны свободной торговли) было отложено до 31 декабря 2015 года. Несмотря на то, что из нового варианта соглашения были исключены некоторые сложные для украинской стороны положения экономического характера, начало действия документа уже привело к ряду негативных последствий. Обещанного прорыва украинских товаров на рынок Европы так и не состоялось. По итогам 11 месяцев 2014 года украинский экспорт в страны ЕС вырос лишь на 5%, зато в январе-апреле 2015 года произошло его снижение на 35%.
В то же время Россия объявила эмбарго на ввоз украинских продуктов с 1 января 2016 года, что также станет ударом для украинской экономики. Продуктовое эмбарго, как ни странно, не является политическим шагом – его введение вызвано тем, что оно действует в отношении всех стран Евросоюза. Учитывая, что с 1 января 2016 года Украина начинает вхождение в экономическое пространство Евросоюза, то его попадание под действие эмбарго вполне обоснованно. Никакой политики – чистая экономика.
К чистой экономике можно также отнести и ряд сухих статистических показателей. В 2015 году ВВП Украины сократится на 11% (прогноз МВФ), 80% граждан в 2015 проживают за чертой бедности (данные ООН). Кроме того, снижены пособия и пенсии, повышены тарифы на ЖКХ, выросла безработица. Ставка на частную инициативу вряд ли спасет Украину – позитивное отношение к предпринимательству, согласно данным международного агентства AGER, испытывают только 63% украинцев (в 2013 году – 76%, в 2014- 67%). Индекс предпринимательского настроения – 34, средний мировой показатель – 51. Вряд ли спасет страну иностранный капитал: в январе-сентябре 2015 года иностранные инвестиции в АПК, согласно данным Института аграрной экономики, упали на 8,5%. В другие отрасли экономики Украины большого числа желающих из-за рубежа инвестировать никогда не было.
О политико-географических результатах Евромайдана – десятках тысяч погибших в войне на юго-востоке страны, потере Крыма, фактической потере части Донецкой и Луганской областей – на фоне экономических неурядиц в данном случае можно не вспоминать. Чтобы не сыпать российскую соль на евромайданные раны. Хотя между нудным и медленным экономическим ростом, что наблюдался при Януковиче, и бодрым, с посвистыванием пуль, скольжением вниз сегодня дистанция не столь уж велика – два года и один майдан.