Что такое система "Платон", против которой бастуют российские дальнобойщики?
Российские дальнобойщики протестуют против введения системы "Платон". 6 декабря в Барнауле прошел митинг, на котором выступили водители большегрузных машин не только из краевой столицы, но и Новосибирска, Бийска, Топчихи.
ИА "Амител" разбиралось с тем, что это за система, которая вызвала такое негодование водителей, и чем она грозит.
Читайте также: Алтайские дальнобойщики устроили забастовку на трассе М-52
"Платон" – это система взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн. Интересно, что название системы происходит от сокращения словосочетания "плата за тонны".
Авторы разработки уверяют, что средства поступят в федеральный бюджет РФ и будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
Система была запущена 15 ноября 2015 года.
Как взимается оплата?
Оплатить проезд можно двумя способами: с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства по тарифу 3,73 руб. за километр. Часть собранных средств должна быть направлена в дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.
Что такое бортовое устройство и где его взять?
Система "Платон" использует бортовое устройство БУ 1201. При установке и активации бортового устройства информация о движении автомобиля собирается с помощью ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и обрабатывается в автоматическом режиме. Эти данные отправляются в Центр обработки данных. На основании этой информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы.
Бортовые устройства водителям будут выдавать бесплатно. Всего планируется выдать два миллиона устройств.
Зачем нужна маршрутная карта?
Если транспортное средство не оборудовано бортовым устройством, то оплата производится по маршрутной карте, которая составляется и оформляется еще до начала движения. Автомобиль должен строго следовать выбранному маршруту.
Оформить маршрутную карту можно в Центрах обслуживания пользователей, через терминалы самообслуживания, в Личном кабинете на сайте системы "Платон" или в мобильном приложении.
Как будут контролировать?
Контролировать водителей предполагается с помощью установки "рамок" на федеральных трассах России. Всего планируют установить около 500. Информация с них будут передаваться в Центры в онлайн-режиме, где уже автоматически будет происходить сверка данных. При выявлении какого-то несоответствия сведения об автомобиле будут переданы сотрудникам ГИБДД.
При чем тут "РТ-Инвест транспортные системы"?
Оператором системы является компания "РТ-Инвест транспортные системы", 50% в которой принадлежат Игорю Ротенбергу, 50% — государственной корпорации "Ростех".
По данным Википедии, за свои услуги оператор системы получит от 10,6 млрд руб. в год. Оставшиеся средства будут направлены в Федеральный дорожный фонд.
Соглашение с РТИТС заключено на 13 лет. После чего система перейдет во владение государства.
Собираемые деньги компания перечисляет в бюджет (ожидается, что за 13 лет проект соберет 1 трлн рублей), а бюджет будет выплачивать ей ежегодно вознаграждение в размере 10,6 млрд рублей. 46% этой суммы подлежит ежегодной индексации, то есть увеличению на уровень инфляции
Где можно получить полную информацию о системе "Платон"?
Для работы с юридическими и физическими лицами в рамках внедрения системы "Платон" по всей стране создаются Центры информационной поддержки пользователей. Здесь водитель может получить все сведения о том, как работает система, получить бортовое устройство, маршрутную карту, заключить договор и пр.
Также работает сайт platon.ru, где представлена вся информация о системе. В личном кабинете водитель сможет посмотреть все свои маршруты, состояние лицевого счета, зарегистрировать маршрутную карту.
А куда жаловаться, если возникнут претензии?
Направлять обращения можно в мобильном приложении, Личном кабинете, по электронной почте, устно или на бумаге в Центре информационной поддержки пользователей или Колл-центре.
В каких странах используются подобные системы?
За рубежом системы взимания оплаты с большегрузов действуют уже несколько лет.
Так, в Австрии и Германии действует единая спутниковая система взимания платы TOLL2GO. На 2015 год тариф составляет от 9 до 14 евроцентов за километр. Оператором системы является консорциум компаний Daimler AG, Deutsche Telekom и Cofiroute.
Есть подобные системы в Словакии, Венгрии и Белоруссии.
Почему протестуют русские дальнобойщики?
Дальнобойщики считают, что система еще не готова к работе. Дальнобойщиков не устроил тариф в 3,73 рубля за километр по федеральной трассе для автомобилей с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн. Также их не устраивает выбор оператора системы, прошедший без открытых торгов.
В результате 19 ноября по всей стране прошли протесты дальнобойщиков против введения системы.
Как повлияет "Платон" на жизнь обычных людей?
В первую очередь тарифы отразятся на повышении стоимости грузоперевозок, а значит, и на товарах.
Ряд перевозчиков вынуждены будут отказаться от большегрузов массой более 12 тонн. Кого-то это решение может просто разорить.
Правительство РФ
Как уже писало ИА ''Амител'', в пятницу, 4 декабря, в день проведения акции протеста дальнобойщиков, во время которой они частично перекрыли МКАД на пересечении с Ленинградским шоссе, Госдума снизила штрафы для большегрузов в 100 раз. Законопроект приняли во втором и сразу в третьем чтениях.