Странный праздник. Каким победам салютует армия Украины?

День Вооруженных сил Украины, отмечаемый 6 декабря, показывает, показывает, что создать мощную армию на пустом месте невозможно.

Один из самых странных праздников, отмечаемых на постсоветском пространстве – это День Вооруженных сил Украины (ВСУ), отмечаемый 6 декабря. ИА "Амител" решило обратить внимание на эту дату.

Вначале была мощь...

В украинском официальном календаре эта дата появилась в 1993 году, после принятия соответствующего постановления Верховной рады Украины. 6 декабря было выбрано только потому, что в этот день в 1991 году был принят закон "О вооруженных силах Украины". Никаких больших побед или достижений (как в случае выбора даты 23 февраля) за этим днем не значится.

Когда после провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года, ее парламент принял решение о переводе под свою юрисдикцию вооруженных формирований на территории Украинской ССР, теоретически это была одна из самых боеспособных армий мира. Ее численность была около 700 тысяч человек, в нее входили 14 мотострелковых, четыре танковые, три артиллерийские дивизии, восемь артиллерийских бригад, четыре бригады специального назначения, две бригады ВДВ, девять бригад ПВО, семь полков боевых вертолетов и еще множество подразделений разной численности. Кроме того, в составе ВСУ оказались стратегические ядерные силы, располагавшиеся на украинской территории.


У новоиспеченной армии не должно было возникнуть трудностей со стратегическим, тактическим и оперативным планированием – в наследство независимой Украине достались различные штабные учреждения и военно-аналитические службы. И уж конечно, ничего не предвещало грозы в снабжении ВСУ новыми образцами оружия и материалов – предприятия ВПК и конструкторские заведения в "незалежной" могли снабдить ее самыми современными моделями военной техники. В общем, Европа и мир, а особенно клятые москали (от которых, в первую очередь, и обретала Украина независимость) должны были испытать шок и трепет.

"Ну эту бомбу – к ядерной матери"

Первые сложности последовали вскоре после того, как стало ясно: украинская самостийность – это всерьез и надолго. Ведь поначалу власти Украины уверяли, что тесные связи с Россией не подлежат сомнению, а независимость нужна для укрепления национального духа, самобытности и поднятия экономики. Когда выяснилось, что Россия предоставила ВСУ самим себе (прежде всего потому, что тогдашнее российское руководство тоже не понимало, зачем стране вообще нужна армия – ведь после крушения коммунизма кругом "мир, дружба, жвачка"), там поняли, что выжить в прежнем масштабе не получается. В первую очередь досаждало ядерное оружие – его, оказывается, нужно было не просто демонстрировать как признак своего величия, но еще и обслуживать. Это для новой украинской власти вообще стало пренеприятным открытием. Неумение наладить обслуживание системы стратегических ядерных сил испугало не только свидомых правителей возможностью "нового Чернобыля", но и их зарубежных кураторов. Начались переговоры о безъядерном статусе Украины. Под песни о пацифизме ее правителей, конечно. И к 1 июня 1996 года на Украине не осталось ядерных зарядов и боеприпасов. Страна покинула клуб ядерных держав, что вызвало волну злорадства среди националистов – мол, пусть теперь сами москали со своими "ядреными бомбами" мучаются.


Попутно происходило сокращение военных структур (под нож чаще всего попадали подразделения, в ведении которых находилось высокотехнологичные вооружения), числа военнослужащих, количества вооружения и военной техники.

"Миротворческая" боевая закалка

Чтобы закалить армию в боях, украинские власти решили направлять ее на разного рода международные миротворческие операции – например, в Боснии в 1992-1995 гг. Позже были такие же операции в Косово, Таджикистане, Македонии. Анголе, Эфиопии и других районах земного шара.  

Особого внимания заслуживает участие украинских военных в миссии в Ираке в 2003 – 2005 гг. Сами участники украинских подразделений не скрывали, что отправились в эту страну ради денег. В серьезных боевых операциях хлопцi из ВСУ участия, за редким исключением не принимали. "Прославились" они неумелым обращением с оружием (несколько человек погибли в результате подобных инцидентов), громкими ДТП и разгонами демонстрантов (как в январе в городе Эль-Куте, когда 400 человек вышло на улицы с требованием работы). В январе 2005 года украинские подразделения были поспешно выведены из Ирака после решения Верховной рады "в связи с опасным обострением военно-политической обстановки в Ираке и жертвами среди украинских военнослужащих".


"…И комиссары в майданных шлемах…"

Военный конфликт на юго-востоке Украины выявил неспособность ВСУ вести осмысленные боевые действия, разворачивать крупномасштабные операции и осуществлять их планирование. До начала конфликта в рядах украинской армии насчитывалось 168 тысяч человек (из них более 42 тысяч женщин).

Дезорганизации в армейские ряды добавило решение о придании официального статуса лидерам боевых формирований, включая запрещенный в России "Правый сектор". В ряд подразделений были направлены т.н. "комиссары Евромайдана", которые фактически осуществляли контроль (или пытались это делать) за действиями военных.

Особенно ярко неспособность украинской армии к серьезному противостоянию продемонстрировали события в Крыму. Вообще, после распада Союза на полуострове принять украинскую присягу согласилось меньшинство военнослужащих. А после появления в Крыму "вежливых людей" украинские военные оказались и вовсе деморализованы. Позже, после возвращения региона в состав России, из 18,8 тысяч военнослужащих ВСУ более 15 тысяч решили продолжить службу в российской армии.

Несмотря на создание новых подразделений и несколько волн мобилизации, а также формально возросшую численность (в официальных данных приводится показатель в 280 тысяч человек, "занятых в армии"), иностранную помощь, фактическая боеспособность ВСУ находится на низком уровне. Части связи, Воздушных сил, ПВО, военно-морские силы испытывают острейший кадровый голод. Военно-космические подразделения фактически ликвидированы. Нехватка специалистов компенсируется т.н. "оптимизацией" армии. Так, в январе 2015 года в рамках очередной "оптимизации" морской штаб Военно-морских сил Украины был сокращен с 500 до 190 человек. Ряд подразделений ВВС Украины были фактически преобразованы в сухопутные подразделения, несмотря на официальное сохранение статуса. Это вызвано тем, что потери боевой авиации ВСУ оказались настолько велики, что в военно-воздушных силах появились "лишние" летчики. Также в сухопутные части были преобразованы некоторые строительные батальоны и части Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.


Реальная оценка состояния ВСУ сегодня затруднена тем фактом, что официально заявленные сведения зачастую разительно расходятся с фактическим положением дел. Это касается ВВС, войск связи, ВДВ, ВМС и других видов войск. 

Читайте полную версию на сайте