Власть вас любить не обязана: чиновники и общественники выяснили отношения
Взаимодействие власти и гражданского общества стало темой круглого стола в алтайском парламенте на минувшей неделе. Свое недовольство друг другу высказали представители исполнительной власти региона с одной стороны и общественники и представители оппозиционных партий с другой стороны. Диалог был эмоциональным и откровенным.
Круглый стол с длинным названием "Взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в Алтайском крае: состояние, проблемы, перспективы" на удивление имел практический аспект.
Давно подобные мероприятия, проводимые оппозицией, не были площадкой для диалога. Ведь как обычно: соберется какая партия сама с собой, с другой оппозиционной партией или с дружественными общественниками и обсуждают план действий своего "лагеря". Власти приглашение на такие события принимали крайне редко. А здесь лагеря было два: оппозиция и власть в лице нескольких чиновников, пусть и невысокой должности, но готовых высказать позицию.
Обсуждение в некоторые моменты переходило на личности и высокие тона. Но диалог состоялся.
Брак не по любви
Первым "перчатку" бросил депутат АКЗС (фракция "СР") Александр Молотов.
В целом он позитивно оценил работу власти в направлении усовершенствования законодательства, краевую программу поддержки социально ориентированных НКО.
Но у него есть вопросы к практике финансовой поддержки, ведь "многие годы гранты получают одни и те же НКО", да и в целом "большинство некоммерческих организаций финансируются государством, но сложно критиковать власть, которая тебя содержит".
"Любые попытки общественности обнажить имеющиеся проблемы, указать на случаи коррупции и нарушение антикоррупционного законодательства краевыми властями в лучшем случае замалчиваются, в худшем – перерастают в ответные обвинения вплоть до упреков в иностранном финансировании", - сказал депутат.
Затем целых две "перчатки" от руководителя Сибирского антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл – Россия" Станислава Андрейчука.
Эта организация (на федеральном уровне) признана "иностранным агентом". Однако же с территориальными подразделениями федеральных органов власти в Алтайском крае сибирский центр имеет положительный опыт работы. Подробнее об этом читайте здесь.
"А вот с краевой властью не "срослось", - говорит Андрейчук. - Взаимодействия не просто нет, такое ощущение, что между нами стена".
"Трансперенси" в целом и сам Андрейчук часто поднимают не самые приятные темы: работа комиссии по противодействию коррупции, возможная коррупционная составляющая в работе отдельных чиновников, нарушение антикоррупционного законодательства в муниципалитетах края.
"Я понимаю, что сложно заручиться любовью девушки, критикуя ее. Но так никто и не говорит, что у нас должен быть брак по любви. Скорее, этот брак должен состояться потому, что Отец Наш Родной в Кремле напрямую предписал нам его своим указом. Так что давайте прекратим заниматься симуляцией", - сказал он, призвав чиновников выйти с ними на диалог.
Известный алтайский общественник Константин Емешин, в свою очередь, добавил, что сегодня в стране авторитарный режим, но проблема и в гражданском обществе, которое "все время на кого-то надеется".
"Власть временная, она думает только о сегодняшнем дне, а общественники думают о будущем. И именно мы должны задавать повестку", - сказал он.
Мы не чинодралы
И так бы оно и осталось обычным событием в жизни алтайской оппозиции, если бы не начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества администрации Алтайского края Алексей Эккарт.
"Власть вас любить не обязана, - довольно эмоционально заявил Эккарт Андрейчуку. - И нигде не прописано, что она обязана дружить с теми, кто неконструктивен, по поводу и без повода ее критикует. Мы взаимодействуем с теми, с кем считаем конструктивным взаимодействие. Когда я был в оппозиции (до назначения в администрацию в 2010 году являлся депутатом АКСНД от фракции КПРФ. - Прим. ред.), сам и многие мои товарищи грешили тем, что брались рассуждать о том, чего не знаем. Если ты чего-то не знаешь, то это не значит, что этого нет".
Себя он призвал называть не чиновником, которому оппозиция придает негативный оттенок, – "чинодралы, взяточники", а государственным гражданским служащим.
"У меня нет оснований краснеть за то, что я делаю, что делают сотни тысяч моих коллег", - заявил Эккарт.
Государственный гражданский служащий в подтверждение своих слов рассказал об успехах краевой власти в решении обсуждаемых вопросов.
По его словам, в крае создана достаточная правовая база для взаимодействия с институтами гражданского общества и в сфере государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих НКО.
"В крае серьезно развивается культура социального проектирования, большое количество НКО участвует в федеральных конкурсах", - сказал он.
Эккарт отметил отличную работу Общественной палаты и работу общественных советов, которая после некоторых проб и ошибок налажена.
Председатель комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Барнаула Геннадий Королев в своих высказываниях был менее эмоционален.
Он признал, что власть и ГО пока не слышат друг друга по всем вопросам, не всегда прозрачны грантовые конкурсы, не всегда должным образом работают общественные советы, но заверил, что мэрия всеми силами эту ситуацию пытается исправить.
"Я понимаю, что нужно быть терпимым к оппозиции, нужно научиться слушать оппозицию и даже врагов, нужно находить рациональное. Не всегда они не правы. Но и те, что благожелательно к власти настроены, не лишены права называться гражданским обществом", - сказал он.
Навесив ярлыки
Дискуссия - яркий пример того, что между властью и гражданским обществом (что важно, не карманным ГО) не то что любви нет, нет почти никакого взаимодействия.
Хорошо резюмировал оставшееся после круглого стола впечатление председатель исполкома краевого отделения партии "РПР-ПАРНАС" Геннадий Шейда: "Равноправного диалога нет, сильная власть и слабое общество — это не конкурентная модель".
Он сказал также, что никто и не добивается любви со стороны власти, но критиками, которые не дают ничего конструктивного, "нас назвать тоже нельзя".
Каждая сторона (в данным случае Андрейчук и Эккарт) готова стоять на своем до победного. Оно и понятно, власти и либеральная оппозиция сегодня самые яркие "бойцы" за свою правду в публичном поле. И все же тот факт, что первые от общения и нахождения "конструктива" категорически отказываются, на руку им точно не играет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.