Газовая атака. Сбитый Су-24 поставил под удар проект "Турецкого потока"

Инцидент со сбитым российским самолетом Су-24 поставил под удар как российско-турецкие отношения, так и "Турецкий поток".

После происшествия с самолетом Су-24 под удар попал один из самых амбициозных российско-турецких экономических проектов – газопровод "Турецкий поток". ИА "Амител" попробовало оценить его перспективы.

Вынужденный вариант

Идея газопровода "Турецкий поток" родилась вскоре после начала "войны санкций" между Россией и западными странами. Своего рода вынужденный вариант. Конечно, введение российского продуктового эмбарго нанесло удар по экономике стран Евросоюза, однако главный рычаг – поставку энергоносителей (в том числе и газа) – РФ использовать не могла, поскольку это нанесло бы мощнейший удар по бюджету.

Переговоры по газопроводу на Китай идут непросто, да и реализация данного проекта пока всячески тормозится. Поэтому для того, чтобы получить дополнительный козырь в разговоре с европейскими партнерами, а также инструмент для игры на нервах оппонентов, российская сторона выдвинула идею строительства "Турецкого потока".


Турция является одним из крупнейших покупателей российского газа. Реализация проекта сделала бы ее одним из ведущих продавцов на Ближнем Востоке. Конечно, ей было бы намного проще получать газ из богатого этим ресурсом Катара (и проект такого газопровода стал разрабатываться после свержения в Ираке Саддама Хусейна), но для этого нужно будет тянуть ветку газопровода через Ирак и Сирию. Если с буйствующей в Ираке (и запрещенной в России) террористической группировкой ИГИЛ Турция надеялась договориться, то с сирийским руководством этот номер не проходил. Отсюда, кстати, и тесное взаимодействие Турции с ИГИЛ и заинтересованность в свержении сирийского президента.

Вместо "Южного потока" - газ на юге

О работе над "Турецким потоком" президент РФ Владимир Путин объявил 1 декабря 2014 года в ходе пресс-конференции в Анкаре. Путин заявил, что из-за неконструктивной позиции Евросоюза РФ отказывается от строительства газопровода "Южный поток" (этот газопровод планировалось проложить по дну Черного моря из Анапского района в болгарский город Варна, откуда уже он "расползался" по Старому свету) и намерена перенаправить энергопотоки в другие регионы.


Отправной точкой "Турецкого потока" предполагалось сделать тот самый Анапский район Краснодарского края. Оттуда газопровод должен был пролегать по дну Черного моря в Турцию. Так что с юга газопровод никуда бы не ушел. На границе Турции и Греции предполагалось строительство газового хаба, через который топливо поставлялось бы в европейские страны. Мощность этого газопровода могла составить 32 млрд кубических метров. Для России он был бы выгоден снижением зависимости газовых поставок в Европу от ненадежных транзитеров, той же Украины. Помимо этого, в начале морского участка "Турецкого потока" предполагалось начать строить газопровод "Кубань-Крым", который бы связал Краснодарский край и полуостров.

27 января 2015 года в результате переговоров в Анкаре между главой "Газпрома" Алексеем Миллером и министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом (приходящимся президенту страны Эрдогану зятем) был определен маршрут, состоящий из четырех ниток.

 7 апреля 2015 года о готовности участвовать в проекте, наряду с Турцией, объявили Греция, Сербия, Македония и Венгрия.

Газовая пауза?

Но с началом российской военной операции в Сирии турецкая сторона стала делать противоречивые заявления о своем участии в проекте. Так, 8 октября 2015 года турецкий президент Эрдоган во время визита в Японию заявил, что "Турция является главным покупателем российского газа, но если потребуется, она будет покупать его в другом месте".

И сбитый российский самолет только усугубляет неопределенность. Возможно, турецкие власти все-таки надеются, что Башар Асад будет свергнут, и можно будет протянуть газопровод из Катара через эту страну. 


Политолог Александр Сотниченко считает, что после инцидента с Су-24 на "Турецком потоке" можно ставить крест. Публицист, известный блогер Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) полагает, что проект газопровода все же будет реализован, но в ограниченном варианте. Ведь поставляемого сегодня газа ей явно не хватает, однако турки не станут портить отношения с Европой ради того, чтобы продавать российский газ. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о заморозке проекта газопровода, заявил, что "ситуация будет тщательно анализироваться".

Одно можно сказать твердо: обо всех переговорах и согласованиях по данному проекту на ближайшие месяцы можно забыть. И возвращение к ним будет напрямую зависеть от политических российско-турецких отношений и общей ситуации на Ближнем Востоке.  

Крушение российского Су-24. Все материалы сюжета >>>

Читайте полную версию на сайте