Тайны "бархатной революции" в Чехословакии
17 ноября 1989 года в Чехословакии началась "бархатная революция". Это событие, несмотря на существующую уже более двух десятков лет на бывшей территории Чехословакии (ныне Чехии и Словакии) официальную трактовку, таит в себе немало загадок. В них и попыталось разобраться ИА "Амител".
Все началось со слухов
Поначалу "бархатная революция" вовсе не содержала в себе никакого революционного начала. Вечером 16 ноября 1989 года в Братиславе состоялась мирная демонстрация студентов, которые протестовали против закона о высшем образовании. Стоит отметить, что этот закон предусматривал частичную коммерциализацию обучения в вузах (что новые власти Словакии не просто осуществили, но даже сделали это более радикально, чем предусматривал тот закон). Помимо протестов против закона, демонстранты требовали академических свобод и углубления чешских преобразований (которые шли наряду с перестройкой в Советском Союзе).
На следующий день эстафету словацких студентов подхватили учащиеся Праги. Правда, поводом для их демонстрации послужила годовщина похорон погибшего в 1939 году во время нацистской оккупации Чехословакии студента Яна Оплетала.
Несмотря на мирный характер акции, ее довольно жестко разогнала полиция. Поводом для разгона послужило то, что она не была согласована с городскими властями.
На следующий день по Праге распространились слухи, что при разгоне демонстрации погиб один из студентов – Мартин Шмид. Сообщения об этом активно транслируют западные "радиоголоса" и немногочисленная оппозиционная печать. Тем более что участники демонстрации видели, как карета "скорой помощи" кладет на носилки бездыханное тело.
Возмущенные жители столицы Чехословакии начали устраивать стихийные акции протеста, требуя наказать виновных. Но самое главное – в дальнейшем эти требования уступали место лозунгам либерализации режима и даже отстранения от власти коммунистов.
Убийство, которого не было
Чтобы погасить страсти, по чешскому телевидению показали интервью с "убитым" Мариином Шмидом. Но волну протеста это уже не остановило.
Здесь стоит пояснить, что на физмате (где учился "убитый") было два студента с таким именем. Оба были живы и здравствовали. Но интрига даже не в этом - инициатором слухов была Драгомира Дражская – агент госбезопасности Чехословакии, внедренная в общежитие Карлового университета. Более того, именем Мартина Шмида она назвала одного из лидеров независимого движения ЧССР Милана Ружичку – одного из инициаторов тайных встреч студентов и преподавателей о борьбе с коммунистическим режимом. Спустя годы выяснилось, что под именем Ружички скрывался лейтенант чехословацкой госбезопасности Людвик Зифчак. Он давно был внедрен в студенческое движение и учился в университете в Остраве, попутно возглавляя там диссидентский кружок студентов.
Кстати, первые разговоры о том, что пражская демонстрация будет разогнана, и о том, что может погибнуть кто-то из протестующих, в диссидентской среде пошли накануне, 16 ноября.
14 ноября в Прагу прилетали высокопоставленные офицеры КГБ СССР – Виктор Грушко (заместитель председателя Комитета) и генерал Геннадий Тесленко. Причем Тесленко находился в оперативном штабе госбезопасности ЧССР, наблюдавшем за подготовкой к демонстрации 17 ноября.
Протест разгорается
20 ноября студенты Чехословакии объявили о забастовке. На следующий день протест поддержал примас Чехии архиепископ Пражский Франтишек Томашек.
23 ноября о своей поддержке объявили рабочие – многотысячная делегация промышленных предприятий страны прибыла на Вацлавскую площадь и приняла участие в акции протеста, ставшей бессрочной.
Видя такой накал страстей, руководство компартии Чехословакии (КПЧ) подало в отставку.
Затем в отставку уходит политбюро КПЧ. Новое партийное руководство пытается договориться с протестующими. Но переговоры шли трудно.
10 декабря президент Чехии Густа Гусак ушел в отставку. Было сформировано новое правительство страны, и была осуществлена "реконструкция" парламента, где большинство было у оппозиции.
29 декабря 1989 года президентом Чехословакии стал бывший диссидент, драматург Вацлав Гавел, председателем парламента стал другой известный диссидент – Александр Дубчек.
"Бархатный занавес"
Уже в посткоммунистический период новая власть попыталась провести расследование событий "бархатной революции" и наказать виновных, разогнавших демонстрацию, как в полиции, так и в коммунистическом руководстве.
В ходе разбирательства всплыла роль Шмида-Ружички-Зифчака. Его решили осудить как тайного агента спецслужб. Но он заявил, что выполнял приказы своего начальника – генерала чехословацкой госбезопасности Алоиза Лоренца. Против Лоренца выдвинули обвинение. Однако время шло, следствие тянулось, и в результате дело было спущено на тормозах. Сегодня Лоренц – уважаемый бизнесмен.
Что касается Зифчака, то о его роли в "бархатной революции" суд вынес смехотворное решение – в постановлении говорится, что во время разгона демонстрации он "упал в обморок". Тем не менее, за работу на спецслужбы его осудили на 1,5 года лишения свободы, из которых он отсидел шесть месяцев. Сегодня он работает редактором газеты "Новое брунтальско".
Несмотря на то, что посткоммунистическое руководство Чехословакии, а после раздела страны – Чехии и Словакии, не использовало в преобразовании экономики методы "шоковой терапии", падение уровня жизни было значительным. К уровню жизни в ЧССР ни Чехия, ни Словакия по сей день так и не вернулись. Многие ведущие предприятия этих стран после вступления в Евросоюз были закрыты.
В отличие от Болгарии, восточных земель Германии, Румынии, в Чехии и Словакии нет массовой ностальгии по социалистическому периоду истории. Однако отношение к России, по сравнению с 90-ми, сильно "потеплело". Российский президент Владимир Путин является одним из самых популярных политиков страны, опережая даже многих местных деятелей.