В следующем году будет еще хуже, пострадают потребители – Александр Ракшин
Хороших новостей мало. Судя по прогнозам экспертов, 2016 год будет для россиян еще сложнее: ожидается рост цен на продукты питания. Уже сейчас большинство людей стараются обойти три-четыре магазина, чтобы найти товары по акции или со скидкой. ИА "Амител" удалось побеседовать с совладельцем крупнейшего сибирского продуктового ритейлера "Мария-Ра" Александром Ракшиным о том, что ждет потребителей.
Фото altaisport.ru
"Хуже уже было, будет еще"
Мой прогноз, личный и субъективный, что в 2016 году россиянам будет еще тяжелее. Потребителям будет сложно, потому что предпосылок к "выздоравливанию экономики" пока нет. Мы-то это видим и слышим. Нагрузка на бизнес растет, расходы людей растут, коммунальные затраты тоже выросли. Статей расходов в семейном бюджете становится больше.
Недавно был введен закон, что проезд по федеральным трассам для большегрузных машин стал платным. И это тоже скажется на потребителе, потому что эти правила отразятся на себестоимости продукции. Пока что наше государство в условиях кризиса, на мой взгляд, держит путь не на активизацию коммерческой деятельности, а на все большее "обкладывание" со всех сторон тех, кто еще хоть как-то шевелится. Декларируется одно, а в реальной жизни происходит совсем другое.
Как меняется поведение потребителя в условиях кризиса?
Мы владеем информацией по России и точно можем сказать: кризис влияет на всех. Ни один из участников рынка в стране не может заявить: "Меня кризис не коснулся". Поведение клиента по всей стране одинаково: люди стали ходить чаще в магазин, но продуктов покупать стали меньше. И впрок теперь не закупаются. И если раньше (была такая статистика) покупатель постоянно посещал примерно два магазина, то сейчас потребитель посещает четыре розничных сети и все время ищет товар акционный, со скидкой. Это тренд времени.
Итоги "Марии-Ра" по чистой прибыли и выручке в 2015 году
Мы в 2015 году 20% прироста по выручке от товарооборота будем иметь, прирастем порядка 85 магазинами, за два месяца этого года должны успеть открыть 32 торговые точки. Работаем до часа ночи. По объему проданной продукции мы имеем ухудшение в пределах одного процента. Это один из лучших показателей по России. По чистой прибыли прироста нет, она будет равна уровню 2014 года, а то и уйдем в минус. Что касается налогов, то за 2015 год мы заплатим порядка шести миллиардов. Из них 5,3 миллиарда в Алтайском крае. Прирост налогов идет.
С кем заключили контракт из алтайских производителей?
На "АлтайПродМаркете" мы заключили контракты с теми компаниями, с кем еще не работали. Они производят очень качественный продукт в небольших объемах. В частности, подписали контракт с Куяганским маслосырзаводом. Думаем, что они не смогут обеспечить всю нашу сеть, но в каких-то магазинах, в первую очередь, конечно, в родном городе Барнауле, продукция этого завода будет представлена. Также с Рубцовским мясокомбинатом подписали соглашение. Это не большие предприятия, скажу честно. Но вот их продукция должна быть еще вкуснее, потому что они больше душу, что ли, вкладывают. Возможно, продукты даже будут качественнее, поскольку производятся с большим усердием.
Ценник на эти товары будет выше, чем на другие. Если мы говорим о том, что это не молокосодержащий с какими-то добавками или с пальмовым маслом, а чистый продукт, то смею предположить, что, согласно логике, он должен быть чуть-чуть дороже. Но, думаю, незначительно.
Доля алтайского производителя в наших магазинах была 45%, сегодня она увеличилась почти до 50%. Доля отечественного производителя составляет 99% в объеме продаж.
На меня жаловались губернатору края
На нас жаловались мои земляки Александру Богдановичу, говорили главе региона, что мы не берем варенья, которые производит совхоз "Мичуринец" Алтайского края. Но если оно проигрывает по цене любому продукту из Белгорода, Курска, из центра России, привезенному сюда, что еще делать? Да и по качеству это варенье ничем не лучше или одинаковое с привозными. Но так покупатели, люди-то, голосуют рублем! Я же не могу заставить покупать варенье только потому, что его сделали в Алтайском крае. Это же абсурд. И губернатор им говорит - делайте более качественный продукт, и он будет востребован.