Танкер, гора и планета: как стюардесса Курченко пыталась спасти пилотов

Ровно 45 лет назад в свой последний рейс отправилась наша землячка - бортпроводница Надежда Курченко. В схватке с террористами она погибла, защищая экипаж и пассажиров самолета.

Сорок пять лет назад, 15 октября 1970 года, террористы впервые в мире захватили пассажирский самолет. Произошло это в Советском Союзе в небе над Черноморским побережьем Кавказа. Закрыть собой пилотов от разъяренного вооруженного бандита пыталась хрупкая юная стюардесса - уроженка Алтайского края Надежда Курченко. ИА "Амител" предлагает вспомнить хронику этих трагических событий.  

Вид с земли

Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс - на Сухуми. На борту самолета находились 46 пассажиров и пять членов экипажа. Время в полете по графику - 25-30 минут. Но жизнь поломала и график, и расписание.


На девятой минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт - ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции. В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.

Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут - и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты - красная, затем зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

Вид из детства

В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 г. в Алтайском крае.

Ее детство – это густые леса возле родной деревни Ново-Полтава (Ключевский район), отличные оценки в школе, большая и дружная компания сверстников. Позже семья Нади перебралась на родину матери, Генриетты Семеновны, в село Понино Глазовского района (Удмуртия).


После окончания школы Надя уехала в далекий южный город Сухуми, где начала работать сначала в бухгалтерии аэропорта, а когда ей исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы.

В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета и необходимость его посадки с одним двигателем. За безупречное выполнение своих обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.

У Надежды было много планов: поступление в юридический институт, замужество со школьным другом Владимиром Борисенко. В мае 1970 года Надежда приехала в отпуск к родным. Договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет.

Вид из самолета

Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным, от Батуми до Сухуми всего лишь полчаса лета. На борт АН-24 поднялось 46 человек. Среди них был мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы.

Через десять минут после взлета сидевший рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения. Выродок с оружием направился к кабине пилотов, но на его пути встала хрупкая бортпроводница.

Дальше в самолете началась бойня. Первая пуля попала Наде в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя - выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок.


Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.  Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину.

Бойня продолжилась уже у пилотов. Ранены были штурман Валерий Фадеев, бортмеханик Оганес Бабаян, пилоту Георгию Чахракия пуля раздробила позвоночник. Раненые пилоты посадили лайнер в ближайшем турецком Трабзоне. Уже потом следователи насчитали 42 выпущенные пули.

Турецкие власти были снисходительны к угонщикам – отсидев небольшой срок и освободившись по амнистии, они перебрались в США, но это уже совсем другая история.

Послесловие

Надежда Курченко была похоронена в Сухуми в форме стюардессы и с комсомольским значком; через 20 лет по просьбе ее матери прах был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды назвали танкер, пик Гиссарского хребта и планету в созвездии Козерога. Кроме того, после гибели бортпроводницы Курченко были коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах и ужесточены нормы международных законов против воздушного терроризма.

Похоже, точку в небесной трагедии решило поставить само небо. В начале 2002 года в сводках информагентств промелькнуло сообщение о том, что в калифорнийской Санта-Монике 46-летний Альберт Виктор Уайт бейсбольной битой убил своего отца. Альбертом оказался прежний Альгирдас, убитым — экс-Пранас. Ныне Бразинскас-старший в могиле, младший — в тюрьме.

Читайте полную версию на сайте