Воевать придется с "бывшими". Чем опасна для России "Армия ислама"?
Российская военная операция в Сирии не осталась без ответа со стороны радикальных исламистов, против которых и действуют наши военные.
Финансируемая Саудовской Аравией группировка "Джейш аль-Ислам" ("Армия ислама") объявила войну России за ее поддержку президента страны Башара Асада – военную, техническую и политическую.
Подпольщики турецкие и экс-советские
Группировка "Джейш аль-Ислам" была образована в 2012 году, по составу и воззрениям участников она отличается от других исламистских группировок. Дело в том, что ее основу составили выходцы из Турции и государств, ранее входивших в Советский Союз: Азербайджана, Туркмении, Узбекистана, России (преимущественно из республик Северного Кавказа) и др. И в Турции, и в Советском Союзе исламские взгляды не приветствовались со стороны государства.
Кемалистское руководство Турции долгое время беспощадно давило всякие намеки лиц, исповедующих ислам, на формирование мощного политического движения. В СССР исламскими группами плотно занимался КГБ. В обоих случаях это привело к формированию разрозненных исламских групп, действующих в подполье и отличающихся как радикализмом, так и ненавистью к современным формам организации государства.
Немаловажно, что координационные собрания ячеек, вошедших в "Армию ислама", периодически устраивались в Крыму, в период нахождения полуострова в составе Украины.
Воюют заодно, но цели разные
В 2013 году "Джейш аль-Ислам" вошла в коалицию "Джабхат аль-Исламийя", которая действует в основном на севере Сирии и в окрестностях Дамаска. Однако пребывание в коалиции не растворило группировку среди подобных объединений и не лишило ее лидеров самостоятельности в принятии решений, как это случалось с другими лидерами.
Лидером группировки является шейх Захран Аллуш, сын известного саудовского религиоведа Абдуллы Мохаммеда Аллуша.
Численность группировки специалисты оценивают в 25-30 тысяч человек, составляющих более 30 бригад. Правда, сам Захран Аллуш в мае 2015 года в интервью американским СМИ заявлял численность группировки в 17 тысяч человек. Возможно, эти расхождения связаны с разницей в количестве боевиков в действующих боевых соединений и диверсантов-подпольщиков.
Вооружена "Джейш аль-Ислам" стрелковым оружием, гранатометами, танками и другой бронетехникой. Финансирование группировки осуществляется из разных источников: это и помощь от сторонников в Саудовской Аравии (добивающейся свержения президента Сирии Башара Асада), и торговля оружием, грабежи, вымогательство, выкуп за похищения людей.
Официально "Джейш аль-Ислам" состоит во враждебных отношениях с запрещенной в России группировкой ИГИЛ, между ними даже были боевые столкновения за зоны влияния в Сирии. Однако официальной сирийской власти и поддерживающих ее России и Ирана от этого не легче – в наступлениях на позиции армии Сирии эти группировки координировали свои действия и не мешали продвижению сил друг друга. Конфликты начинались позже, когда шел раздел территории и добычи.
Впрочем, не стоит забывать, что цели у ИГИЛ и "Джей аль-Ислам" в сирийской войне различны: если ИГИЛ стремится создать халифат на территории ряда арабских государств, включая Сирию, то "Джейш аль-Ислам" стремится свергнуть президента Башара Асада и создать на сирийской территории государство с шариатскими законами и дружественное Саудовской Аравии.
"Странная война"
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, непосредственной угрозы для России от объявления войны со стороны "Джейш аль-Ислам" не существует. "По неофициальным данным, более трех тысяч граждан России принимают участие в сирийском конфликте на стороне враждебных нам группировок, – заявил он в интервью ИА "Амител". – И российского гражданства их по непонятной причине не лишает. То есть фактически ничего не мешает вчерашнему боевику ИГИЛ или упомянутой "Джейш аль-Ислам" вернуться в Россию и заниматься какой-то деятельностью. Мы до сих пор практически не слышали о задержаниях вчерашних боевиков или судебных разбирательствах в отношении этих людей".
По мнению Делягина, само участие России в военном конфликте является довольно странным: "28 боевых вылетов самолетов за два дня – это, мягко говоря, крайне мало. Мы ничего не слышали о ночных вылетах, об использовании беспилотников. Неизвестно также о блокировании передвижений боевиков по пустыне, об ударах по их инфраструктуре. А без всего этого столь малое количество ударов не способно изменить ситуацию. И такое положение дел точно чревато затягиванием конфликта".
Смутные времена в Сирии начались примерно с января 2011 года, когда на волне т. н. арабской весны в стране начались антиправительственные выступления.
Весной-летом 2011 года прибывшие из-за рубежа наемники, деятели местного радикального исламского подполья, дезертиры из сирийской армии стали создавать вооруженные формирования.
В марте 2011 года произошли выступления противников Асада в Дера, Ас-Санамейне и Латакии, сопровождавшиеся человеческими жертвами.
Уступки Асада (отставка правительства, отмена чрезвычайного положения, амнистия политзаключенным и т. д.) только усилили выступления противников сирийской власти. В Хомсе, Хама и других городах последовали нападения на полицейских, военнослужащих и их семьи, захваты оружейных складов и массовые беспорядки.
Одной из кровавых страниц сирийского конфликта стали бои за город Хомс, в котором были расквартированы подразделения вооруженных сил страны. Начиная с весны 2011 года, в городе начались захваты армейских складов, нападения на военнослужащих и полицейских. Мятежники захватили значительную часть города. Хомс планировалось сделать опорным пунктом для последующего наступления на Дамаск.
Сирийской армии удалось вернуть контроль над городом только в мае 2014 года. За это время город был сильно разрушен, из него бежали несколько сотен тысяч человек. Кстати, именно в Хомсе проявилось слаженное взаимодействие ИГИЛ с радикальной сирийской оппозицией.
С декабря 2011 года начались столкновения в Дамаске. Боевики ИГИЛ и оппозиция неоднократно захватывали городские кварталы и под напором сирийской армии оставляли их. В настоящее время группировки находятся на окраинах сирийской столицы.
С весны 2012 года противники Асада начали захват городов и провинций Сирии. К настоящему моменту сирийская власть контролирует немногим более трети территории страны. Остальная часть контролируется как ИГИЛ (провозгласившей контролируемые территории частью халифата), так и вооруженными формированиями сирийской оппозиции, а также другими радикальными исламистскими группировками – "Джабхат Ансар Ад-дин", "Джабхат аль-Исламийя", "Фатх аль-Ислам" и др.