Чего ждет Алтай от нулевого чтения проекта закона об аграрных территориях?
Проект закона Алтайского края об особых аграрных территориях будет рассмотрен в нулевом чтении в Общественной палате РФ 1 октября. Почему Алтай бьется за этот статус уже несколько лет, читайте в материале ИА "Амител".
Фото из архива ИА "Амител"
Нулевые чтения - это возможность обсудить проект крайне важного для аграрного Алтайского края закона и заручиться поддержкой Общественной палаты.Законопроект "Об особо значимых аграрных субъектах" был внесен в Госдуму Алтайским краевым законодательным собранием год назад. Официально его впервые предложил алтайский губернатор Александр Карлин еще в 2008 году. Но все это время инициатива никак не доходила до непосредственного рассмотрения в Госдуме.
Проект предлагает присвоить нескольким территориям статус особо значимого аграрного региона для получения приоритетной поддержки государства. Иными словами, выделить регионы, обеспечивающие продовольственную безопасность страны, и сделать распределение финансирования из Москвы более справедливым по отношению к ним.
Аграрный Алтай
Алтайский край — регион дотационный. У нас нет угольных, газовых, нефтяных запасов общероссийского значения. Большая часть наших территорий — сельские. Половина жителей живет в селе.
При этом регион является продовольственным донором для многих других субъектов. Мы производим почти четвертую часть продукции АПК в Сибири, первые в СФО по поголовью крупного рогатого скота и дойного стада, первые в стране по выпуску муки и сыров, вторые по крупе, третьи по макаронам.
За последние 10 лет регион направил на поддержку сельского хозяйства более 13 млрд рублей. Для края сельское хозяйство — это 18% валового регионального продукта. Только в прошлом году объем валовой продукции сельского хозяйства составил более 108 млрд рублей.
Читайте также: "Без паники. В Алтайском крае завершается уборочная"
Закупка техники, денежная помощь аграриям, инвестиции в развитие села — все это в крае делается, но только своими силами региону не справиться. Тем более что каждый аграрный год осложняется погодой: то засуха, то дожди, то снег раньше времени, как было в прошлом году.
Если федеральная казна в прошлые годы выделяла нам серьезные финансовые средства, те же беспрецедентные 5,8 миллиарда рублей в 2013 году, то сейчас на большую помощь рассчитывать не приходится.
Условия нашего климата таковы, что не все земли одинаково плодородны. Средняя урожайность прошлого года составила 11 центнеров с гектара, всего собрано чуть больше 3,5 миллиона тонн зерна. Это меньше показателя 2013 года, когда было 15 центнеров с гектара и 5 миллионов тонн зерна.
И урожайность прошлого года значительно меньше, чем во многих других сибирских регионах. В том же Красноярском крае урожайность составила рекордные для Сибири 24,2 центнера с гектара, при этом было собрано более 2,5 миллиона тонн зерна.
Чиновники объясняют: край старается использовать все земли - от самых плодородных до тех, которые требуют большого ухода и серьезных финансовых вложений.
В крае, по последней информации, зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с 3,1 млн гектаров (85%), объем составил 3,7 млн тонн зерна. Гречихи собрано с 206 тыс. гектаров (44% от общей площади сева). Сахарная свекла выкопана с около 50% площадей, при средней урожайности 341 центнер с гектара получено 370 тыс. тонн корнеплодов. Сена, сенажа и силоса заготовлено на 2 млн 330 тыс. тонн.
Зачем нам этот статус?
Разработчики говорят: получив особый статус, регионы серьезно укрепят свое непростое экономическое положение. Предположительно, это может быть около 10 регионов страны. В их числе, разумеется, Алтайский край. По словам директора ГНУ Сибирский научно-исследовательский институт земледелия и химизации сельского хозяйства Россельхозакадемии Анатолия Власенко, это могут быть также Новосибирская и Омская области, Красноярский край.
Справка из законопроекта
Особо значимый аграрный субъект РФ - субъект с исторически сложившейся аграрной специализацией, обладающий природно-климатическими ресурсами, производственным и социальным потенциалом для развития сельского хозяйства. Регион должен соответствовать установленным правительством РФ показателям: общая площадь пашни и сельскохозяйственных угодий, доля благоприятных почв для ведения сельского хозяйства, доля сельского населения в общей численности населения региона, доля вывоза продовольственной продукции за пределы региона, доля производства продуктов первой необходимости в общем объеме с/х продукции.
Обосновывая необходимость такого закона, председатель Совета Общественной палаты Алтайского края, экс-губернатор Алтайского края (c 1994 по 1996 год) Лев Коршунов говорит: "Аграрным регионам производство сельхозпродукции невыгодно, ибо вместе с реализованной сельхозпродукцией вымывается и собственный финансовый ресурс (он как бы финансово "кормит" тех, кто приобрел его продукцию), а господдержка в настоящее время не покрывает "пожертвований" села при производстве сельхозпродукции".
Подобного мнения придерживается и вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман, говоря о недешевом для края инвестировании в производство продуктов АПК, которые поставляются в качественном виде и недорого в слабые в продовольственном плане регионы.
"Мы отгружаем 40% производимой муки и крупы в другие области Сибири, 30% на Дальний Восток и около 30% процентов на Урал, Северо-Западный Федеральный округ и в Поволжье. Но формально сегодня невозможно переложить даже часть финансовой нагрузки по поддержке сельхозпроизводителей и переработчиков на регионы потребления", - цитирует пресс-служба АКЗС Валерия Гачмана.
Чем конкретно и кому будет помогать госбюджет, если закон будет принят?
Особому аграрному региону: господдержка низких цен, товарные кредиты, финансирование развития сельской производственной, инженерной и социальной инфраструктуры, закупка продукции для госнужд, закупочные интервенции, финансовая поддержка производства, науки, субсидии на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов производственной инфраструктуры и так далее.
Инвесторам региона: субсидии на первоначальный взнос и проценты по кредитам, на покупку техники и оборудования, реализацию мероприятий по развитию села, создание инфраструктуры и производства и так далее.
Производителям и переработчикам c/х продукции: субсидии на производство и хранение семян, покупку удобрений, поддержку племенного животноводства, на уплату страховых премий, а также возмещение затрат на литр молока, килограмм мяса и так далее.
Подробнее с проектом закона и конкретными мерами поддержки можно ознакомиться здесь.
По итогам рассмотрения законопроекта в нулевом чтении будет подготовлено заключение ОП РФ. Алтайские законодатели уже заручились поддержкой Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ. Теперь надеются на положительные отзывы и в палате.