Чем отличаются прихожане от "прохожан": интервью Владимира Матусова
Протоиерей Владимир Матусов в пятницу, 25 сентября, в передаче "Тема дня" на "Эхо Москвы в Барнауле" рассказал об основных целях визита патриарха в Барнаул, почему в Алтайском крае так много неосвященных храмов, кто такие "прохожане" и без чего невозможна полноценная христианская жизнь. ИА "Амител" предлагает читателям наиболее интересные фрагменты интервью с представителем Барнаульской епархии.
Фото: www.altai-eparhia.ru
Цель визита патриарха в Барнаул?
Основная цель визита патриарха - освящение храма Димитрия Ростовского, проведение божественной литургии и освящение камня на месте строительства нового храма. Всегда главный акцент делается на совместную молитву патриарха вместе с народом, архиереями, священнослужителями. Благодаря большим экранам в богослужении смогли принять участие все прихожане, кто пришел к Димитриевскому храму.
Читайте также "Чем запомнится визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Барнаул?"
Почему в Алтайском крае не много освященных храмов?
Действительно, в Алтайском крае не так много освященных церквей. Наш митрополит Сергий периодически освящает новопостроенные храмы. Это касается не только городских церквей и соборов, но и храмов, которые расположены в отдаленных селах. Но не всегда есть возможность найти время и доехать до них. В нашем регионе есть деревни, где вместо храмов специально приспособленные помещения, например обычный дом или какая-то контора. И в это помещение приезжает священник из райцентра и проводит богослужения. Но для того, чтобы жизнь приходская была полноценной, в селе должен быть храм.
Читайте также "Как проходит освящение храма и кто его может провести?"
Разница между освященным и неосвященным храмом?
Для того чтобы храм соответствовал его предназначению, после строительства совершается чин его освящения. Многие задают мне вопрос: "Храм Димитрия Ростовского, который расположен на площади Спартака, возрожден еще в 2012 году, и там совершаются богослужения. Зачем патриарх совершил его освящение?" По благословению "тогдашнего" главы барнаульской епархии, епископа барнаульского и алтайского Максима, было совершено малое освящение этого храма. Оно позволяет совершать литургию, но всеми ожидалось полное великое освящение, это особый чин, который совершает архиерей, а в нашем случае святейший патриарх.
Читайте также "Почему патриарх освятит Димитриевский храм и не зайдет в Покровский собор?"
Почему людям надо ходить в храмы
Никакая домашняя молитва даже глубоко верующего человека не может сравниться с коллективной молитвой. Многие люди, которые не ходят в храм, рассуждают таким образом: зачем мне идти в храм, если Бог у меня в душе?Очень простое и удобное объяснение. Но если мы рассуждаем с точки зрения церкви, то за наличие Бога у себя в душе человек может принимать голос своей совести. Но кроме закона совести, есть закон сверхъестественный, который Господь нам даровал. Это заповеди Божьи. Церковь - это место, где свершаются таинства церковные. Для любого верующего человека очевидно, что христианская жизнь не ограничивается тем, чтобы ходить в храмы раз в год для освящения куличей. Или свечку поставить, когда плохо. Есть такая заповедь: шесть дней работай, а день седьмой отдай Господу Богу твоему. Человек должен исповедоваться и причащаться. Без участия в этих таинствах невозможна полноценная христианская жизнь. А свершение этих таинств возможно только в церкви.
Читайте также "Патриарх Кирилл в проповеди рассказал, почему так важно ходить в храмы?"
Прихожане или "прОхожане"?
Есть люди, которые каждую неделю ходят в храмы на богослужения. А есть люди, которые заходят от случаю к случаю. Есть прихожане и прохожане. Кого больше? Те, кто приходит на богослужения - это одна категория, а кто проходит через храм, чтобы поставить свечу, чтобы приобрести что-то или о чем-то попросить, - это другая категория. Я приходской священник, и в нашей церкви во время праздничных дней больше прихожан. А вот в будни в храме больше прохожих. И опять возвращаюсь к теме: если человек нырнул в прорубь, испек кулич, поздравил родных с Рождеством, то он уже православный? Люди называют себя верующими только потому, что были когда-то крещены в церкви. Такие люди соблюдают, я бы даже сказал, бытовые обряды, которые не связаны с делом спасения души. Обращаюсь к тем, кто посещает храмы. Человек должен понимать, что без жизни в соответствии заповедями божьими, без следования примеру святых он не может называть себя христианином. Христианин - это ученик Христов. А как можно быть его учеником, не зная его учений, не участвуя в таинствах, не читая святое Евангелие?
Сюжет о визите патриарха в Алтайский край можно прочитать здесь.