Режиссер Сергей Афанасьев рассказал на Эхо Москвы, зачем стал худруком МТА
Режиссер Сергей Афанасьев рассказал о своей работе в Молодежном театре Алтая на эфире "Эхо Москвы".
Зачем совмещать работу в Новосибирске и Барнауле?
В этом году Сергей Афанасьев официально стал художественным руководителем Молодежного театра Алтая, при этом такое же положение он занимает в Новосибирском драмтеатре. Сейчас режиссер работает над премьерой спектакля "Вишневый сад", который барнаульские зрители увидят уже 23 октября. Это не первый его постановочный опыт в краевой столице - в 2000 году он также сотрудничал с Молодежным театром. Работа, по словам режиссера, была интересной, но непродолжительной. Получив предложение стать худруком, Афанасьев решил не отказываться: по его воспоминаниям в МТА была хорошая труппа, да и гастроли НГДТ в начале 2015 года прошли при полных залах. Кроме того, немаловажным фактом стало то, что барнаульской театр имеет свое большое здание, чего у новосибирской драмы нет.
"Мой театр ютится в маленьком подвальчике, мы около 30 лет пытаемся получить здание, но у нас это не выходит, и когда я увидел этот дворец, отстроенный и переданный театру, руки у меня зачесались. Упустить возможность поработать в таком шикарном театре с известной в стране труппой я не мог, тем более я совмещаю и от своего театра не отказываюсь", рассказывает Сергей Афанасьев.
По признанию режиссера, его артисты немного ревнуют, что теперь он будет работать с МТА, но относятся к его выбору с пониманием.
Читайте также Новосибирский режиссер Сергей Афанасьев поставит в Молодежном театре Алтая "Вишневый сад"
Как будут привлекать барнаульцев в театр?
По словам Сергея Афанасьева, репертуар в МТА невелик и спектаклей идет немного. Первая задача, которую режиссер ставит перед собой, - наработать репертуар, создать спектакли, которые пользовались бы вниманием у зрителя. Пристальное внимание нужно уделить спектаклям, которые идут на большой сцене и рассчитаны на 400 зрителей.
"Молодежному театру нужны такие спектакли, которые будут продаваться и пользоваться интересом. Ни для кого не секрет, что театр живет не только за счет государственных дотаций, но и сам зарабатывает деньги, поэтому вопрос коммерческой успешности спектакля имеет не последнее значение", - объясняет режиссер.
Как наладить культурный обмен?
Сергей Афанасьев пришел в МТА не один и к работе над "Вишневым садом" подключил свою новосибирскую команду, художником-постановщиком стала Любовь Бойкова, художником по костюмам - Олеся Беселия. Кроме того, новый детский спектакль "Сказка о царе Салтане" ставит его ученица Анна Зуева. Но на этом культурный обмен между Барнаулом и Новосибирском не закончится. По словам режиссера, его артисты находятся под большим впечатлением после Первого Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина и барнаульских гастролей и надеются еще поработать на большой сцене Молодежного театра.
Как будут привлекать барнаульцев в театр?
По словам Сергея Афанасьева, репертуар в МТА невелик и спектаклей идет немного. Первая задача, которую режиссер ставит перед собой, - наработать репертуар, создать спектакли, которые пользовались бы вниманием у зрителя. Пристальное внимание нужно уделить спектаклям, которые идут на большой сцене и рассчитаны на 400 зрителей.
"Молодежному театру нужны такие спектакли, которые будут продаваться и пользоваться интересом. Ни для кого не секрет, что театр живет не только за счет государственных дотаций, но и сам зарабатывает деньги, поэтому вопрос коммерческой успешности спектакля имеет не последнее значение", - объясняет режиссер.
Как наладить культурный обмен?
Сергей Афанасьев пришел в МТА не один и к работе над "Вишневым садом" подключил свою новосибирскую команду, художником-постановщиком стала Любовь Бойкова, художником по костюмам - Олеся Беселия. Кроме того, новый детский спектакль "Сказка о царе Салтане" ставит его ученица Анна Зуева. Но на этом культурный обмен между Барнаулом и Новосибирском не закончится. По словам режиссера, его артисты находятся под большим впечатлением после Первого Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина и барнаульских гастролей и надеются еще поработать на большой сцене Молодежного театра.
Читайте также Ученица режиссера Сергея Афанасьева поставит спектакль в Молодежном театре Просто и понятно: как новый молодой режиссер поставит детскую сказку в МТА?
"Я надеюсь, что мы будем привозить сюда свои премьеры, а премьеры МТА возить к нам. Мне кажется, что этот гастрольный обмен нужно возвращать. Правда, это не так просто. Это иллюзия, что театр может самоокупаться. Серьезный театр, который работает с хорошими декорациями, у которого большая труппа, окупить гастроли только билетами не может. Сейчас в разработке есть проект, который предусматривает поддержку гастролей провинциальных театров, но когда его примут - неясно, пока такая программа касается только столичных", - отметил режиссер.
Сколько театров нужно Барнаулу и кто должен в них работать?
По мнению Сергея Афанасьева, для Барнаула мало трех театров, так как в городе есть большая прослойка образованных людей, которые могли бы ходить на спектакли часто. Главное - создать для них предложение. Нужны не только крупные площадки, но и мелкие театры.
"Я недавно был в Праге, где население всего 1,5 млн. Там около 200 театров, конечно, там другая публика и много туристов. Но я думаю, что и в Барнауле театры были бы востребованы. Просто людей нужно постоянно привлекать чем-то новым и расширять театральную сеть", - пояснил Сергей Афанасьев.
Кроме того, по убеждению режиссера, театр - это дело молодых. Ходить сюда должны люди любого возраста, а работать - молодежь.
Читайте также Искусство в миллионы: сколько стоила реконструкция театров Алтайского края?
Уйти со спектакля - плохой тон?
Иногда на спектакле можно увидеть, как зрители, не дожидаясь антракта, встают и уходят. Как оценивают это режиссеры?
"Я считаю это правом людей. Театр - очень непростая вещь, здесь важно все: с каким настроением артисты вышли на сцену, а люди зашли в зал. Поэтому тут, как получится, спектакль может заинтересовать, а может и нет. С другой стороны, раньше существовала культура посещения театра, это был праздник, сейчас такого отношения нет. Хотя я до сих пор благодарен артистам за то, что они выходят на сцену и что-то делают. С другой стороны, художники могут сознательно провоцировать людей на негативное отношение, часто это называют современным искусством. Но это право авторов, которые хотят, чтобы о них говорили", - объяснил режиссер.
"Я надеюсь, что мы будем привозить сюда свои премьеры, а премьеры МТА возить к нам. Мне кажется, что этот гастрольный обмен нужно возвращать. Правда, это не так просто. Это иллюзия, что театр может самоокупаться. Серьезный театр, который работает с хорошими декорациями, у которого большая труппа, окупить гастроли только билетами не может. Сейчас в разработке есть проект, который предусматривает поддержку гастролей провинциальных театров, но когда его примут - неясно, пока такая программа касается только столичных", - отметил режиссер.
Сколько театров нужно Барнаулу и кто должен в них работать?
По мнению Сергея Афанасьева, для Барнаула мало трех театров, так как в городе есть большая прослойка образованных людей, которые могли бы ходить на спектакли часто. Главное - создать для них предложение. Нужны не только крупные площадки, но и мелкие театры.
"Я недавно был в Праге, где население всего 1,5 млн. Там около 200 театров, конечно, там другая публика и много туристов. Но я думаю, что и в Барнауле театры были бы востребованы. Просто людей нужно постоянно привлекать чем-то новым и расширять театральную сеть", - пояснил Сергей Афанасьев.
Кроме того, по убеждению режиссера, театр - это дело молодых. Ходить сюда должны люди любого возраста, а работать - молодежь.
Читайте также Искусство в миллионы: сколько стоила реконструкция театров Алтайского края?
Уйти со спектакля - плохой тон?
Иногда на спектакле можно увидеть, как зрители, не дожидаясь антракта, встают и уходят. Как оценивают это режиссеры?
"Я считаю это правом людей. Театр - очень непростая вещь, здесь важно все: с каким настроением артисты вышли на сцену, а люди зашли в зал. Поэтому тут, как получится, спектакль может заинтересовать, а может и нет. С другой стороны, раньше существовала культура посещения театра, это был праздник, сейчас такого отношения нет. Хотя я до сих пор благодарен артистам за то, что они выходят на сцену и что-то делают. С другой стороны, художники могут сознательно провоцировать людей на негативное отношение, часто это называют современным искусством. Но это право авторов, которые хотят, чтобы о них говорили", - объяснил режиссер.