Помогут ли платные парковки победить пробки в Барнауле?

Как действуют платные парковки в европейских странах, в России? И насколько они востребованы в Барнауле?
Алтайский строительный портал.

Количество автомобилей в Барнауле неуклонно растет. В этом году в городе стали обсуждать тему платных парковок. С проектом их организации в администрацию Барнаула обращалась компания из Красноярска, которая уже начала внедрять систему платного паркинга у себя в городе. Пока 1,5 тысячи мест с платой 30 руб. за час и несколькими перехватывающими парковками (там водители оставляют свои авто и пересаживаются на общественный транспорт, идущий в центр; проездной билет на этот день им предоставляется бесплатно прямо на парковке).

В администрации Барнаула над предложением соседей обещали подумать, но в целом отнеслись благосклонно.



Где действуют платные парковки в России

Платные парковки введены во многих городах России, но чаще всего этот вопрос обсуждается в московских СМИ. Кстати, в столице страны во главу угла поставили удобство пешеходов, на втором месте – создание максимально благоприятных условий для общественного транспорта, на третьем – условий для движущихся автомашин. И только после этого – возможностей для парковки. Москва ориентируется на опыт городов Западной Европы и США, где считается, что бесплатная парковка – это бесплатное использование общественного пространства (каковым является улично-дорожная сеть) в личных целях, а так быть не должно.

В Санкт-Петербурге тоже были вынуждены пойти по этому пути. В 2015 году в городе планируется создать более 21 тыс. платных парковочных мест, оборудованных камерами наблюдения и паркоматами, что, по предварительным подсчетам, может обойтись в 2 млрд рублей.

В Екатеринбурге введение платных парковок весной 2014 года (первоначально 450, с постепенным увеличением до 2000) существенно пополнило городской бюджет (400 тыс. рублей в первый же месяц), но на решение проблемы пробок не повлияло.

В Вологде построили многоуровневую парковку, которая, говорят, не пустует, особенно зимой. Внедряется система платных парковок, рассчитанная на 3 тыс. мест. Но они не очень востребованы. Наверное, потому, что расценки, как в Москве (30 рублей за час), а зарплаты – как в Вологде.

В Краснодаре систему платных парковок внедряют решительно: не нравится – езжай автобусом. Эвакуаторы работают ответственно. Не желая платить, многие автовладельцы прячут свои машины во дворах. Поэтому в некоторых дворах жильцы сами построили платные парковки.

А как в Европе?

Европейские города очень компактные. В Риме, Париже, Вене множество тесных улочек, которые никак не расширить. Огромное количество туристов со всего мира. Введение системы платных стоянок в Европе – один из эффективных способов избежать транспортного коллапса.

Пожалуй, самое дорогое парковочное место в Европе  –  в столице Великобритании Лондоне. Бесплатные парковки тоже есть, но, как правило, возле супермаркетов, да и то не на сколько захочешь, а на ограниченное время.

В Германии в уже существующих кварталах вводят платные парковки. В строящихся – в обязательном порядке предусматривают строительство многоуровневых, подземных и наземных парковок. Бесплатные парковки тоже есть – там, где позволяет ситуация. Для местного населения практикуются бесплатные талоны: если ты живешь в этом микрорайоне, неправильно оплачивать парковку автомобиля у своего дома. 

А что в Барнауле ?

Подземные парковки в Барнауле вряд ли приживутся и уж тем более не решат проблему пробок, считает руководитель отдела продаж ГК "Партнер" (строит ЖК "Демидов Парк" в Новоалтайске) Роман Такмаков.

"От коллег из Красноярска слышал, что проект по введению системы платных парковок, который в их городе действительно сейчас реализуется, не выдерживает никакой критики. Недовольства много. Возможно, все дело в вопросах цены и удобства оплаты. Если платные парковки введут в Барнауле, и это будет недорого, рублей 10-20, а оплатить будет легко, я не против. А вот если деньги пойдут в чей-то карман… Да и стоимость часа парковки, как в Москве, 30 рублей – для Барнаула это явный перебор. Платежеспособность барнаульцев не такая, как москвичей. У нас ночная стоянка стоит в среднем 80 рублей, а тут за рабочий день, если твой офис в центре города, чуть ли не 250 набежит, – говорит Роман Такмаков. – Цель введения платных парковок – разгрузить центр. Но я не думаю, что пробок станет меньше, если будет введен платный проезд в центральную часть Барнаула. Водители все равно доедут до места. Думаю, дворы поблизости будут забиты припаркованными машинами. Проблему пробок можно решить, если пересадить всех на общественный транспорт. Или расшить улицы. Но ни того, ни другого, как видно, в обозримом будущем ждать не стоит. А еще лучше – заняться вопросами организации дорожно-транспортного движения".

По мнению Такмакова, барнаульцы пока не считают подземные парковки экономически выгодными: "Да, отчасти решением вопроса может стать строительство многоуровневых и подземных стоянок. Но не думаю, что многоуровневые парковки будут массово строить в Барнауле. Земля в краевом центре настолько дорогая, что это просто невыгодно. Срок окупаемости слишком уж большой. К тому же культура хранения автомобиля у нас проста: подъехал, приткнул машину, где смог, и пошел. Думаю, в Барнауле многоуровневые парковки не будут востребованы. Да и с подземными стоянками не все так хорошо. Например, в здании по адресу Партизанская, 105, предусмотрены такие стоянки, но, насколько я знаю, они так до сих пор не распроданы, хотя прошло лет восемь со сдачи дома в эксплуатацию. Видимо, люди посчитали, что покупать машино-место там экономически невыгодно".

По мнению председателя Федерации автовладельцев Алтая Виктора Клепикова, от платных парковок в ближайшем будущем барнаульцам никуда не деться: "От платных парковок Барнаулу никуда не деться. Система платных парковок сегодня внедряется во всех крупных городах страны. Все просто: количество машин растет, улицы в старых районах городов расширить невозможно. Поэтому платные парковки в первую очередь нужны самим водителям. Автовладельцу проще на несколько часов поставить автомобиль на платную парковку, если он будет уверен, что его машину не эвакуируют, не придется бегать искать на штрафстоянках.  Для Барнаула возможность припарковаться – это проблема № 2. Первая – пробки. Этот ежеутренний и ежевечерний кошмар для жителей спальных районов, когда они добираются на работу и с работы домой… У нас и в центре не проехать, и во дворах то же самое (особенно это актуально для машин экстренных служб). Несомненно, с введением платных парковок дорожно-транспортная ситуация в центре Барнаула улучшится. Особенно в зимний период, когда часто снег лежит на первой полосе. С введением платных парковок люди перестанут бросать автомобили на проезжей части, под знаками, проезд станет более свободным, пропускная способность дорог повысится", – считает Виктор Клепиков.

Водители же считают, что сейчас в Барнауле еще нет необходимости внедрять платные парковки: "Я считаю, что в Барнауле нет необходимости введения платных парковок, да и, собственно, негде их устраивать., Проблема не в парковках, а в пробках на дорогах. Не будут барнаульцы ставить машину за плату, позатыкают ими все дворы … будет еще хуже. Вот взять, к примеру, Ленинский проспект. Я даже навскидку не могу сказать, где можно устроить платную парковку для желающих поставить автомобиль в рабочее время … А если учесть, что еще нужно потратиться на парковку или охрану …. Ну и с ценой… Даже 50-100 руб. за день – это много для меня. Что касается дворовых парковок, вот тут надо просто обязать застройщиков делать подземные парковки, ну и если не продавать (цены за машино-места просто заоблачные), то сдавать в аренду, хотя это и не так выгодно и срок окупаемости растянется, но можно передавать в собственность каким-то компаниям, которые будут уже сдавать парковку в том или ином доме на выбор", – говорит водитель со стажем Максим Рубцов. 


Читайте полную версию на сайте