Меньше хлеба – больше патронов. Парадоксы алтайского экспорта
Ситуацию с российским экспортом в контексте Алтайского края обсудили участники VI Столыпинской конференции в ходе секции "Экспорт как основа конкурентоспособности экономики", проходившей 4 сентября в Барнауле.
Открывший работу секции эксперт по внешнеэкономической деятельности "Русской школы управления" Петр Травинский отметил, что сегодня, в условиях западных санкций и курса на импортозамещение, крайне важно использовать большой потенциал Алтайского края в сфере экспорта, в связи с этим он призвал участников выдвигать предложения для их продвижения на федеральном уровне.
Менять экономику и управление
Однако для наиболее эффективного использования этих предложений необходимо не просто развитие реального сектора экономики, но и внесение изменений в такие направления, как торговля и вообще управление всей экономикой, подчеркнула заведующий сектором внешнеэкономических связей Сибири Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Галина Ковалева.
Приведенные Ковалевой показатели свидетельствовали, что падение внешнеторговых показателей в России, в том числе в сфере экспорта, началось еще до трагических событий на Украине. Уже в конце 2013 года снижение экспортных показателей стало весьма заметным и ряд специалистов заявляли, что данная тенденция может иметь долгосрочный характер.
Сегодня же, по мнению специалиста, Алтайский край слабо использует свои преимущества приграничной территории, своего рода транспортного узла. В то же время Алтай может стать вполне удобной площадкой для расширения присутствия российских компаний в Китае, а также Монголии, куда Россия сегодня просто обязана начать экономическое возвращение.
Вообще евразийский экономический путь для России сейчас представляется наиболее экономически благоприятным. И в этом плане Алтай, имеющий огромный потенциал для производства не только продуктов питания, но и сырья для пищевой промышленности, оказывается в довольно выгодном положении.
Кризис кризисом, а патроны по расписанию
Попытки выстраивания новой экономической стратегии России на евразийском пространстве отметили и таможенники. По словам заместителя начальника Алтайской таможни по экономической деятельности Дмитрия Линника, 2015 год действительно стал началом нового этапа интеграции в рамках Евразийского экономического союза, что отразилось как на грузопотоках, так и на изменениях законодательства. Правда, непростые политические и экономические реалии вмешались в данный процесс. Так, по сравнению с первым полугодием 2014 года, за первые шесть месяцев 2015 года общий объем экспорта края почти со всеми государствами сократился. Как ни странно, исключение составили США, куда, несмотря на кризис и санкции, исправно поставляются алтайские патроны.
Линник отметил, что сегодня значительно сократился перечень документов, необходимых для экспорта товаров за границу, особенно в страны Евразийского союза. Среди основных международных торговых партнеров региона он назвал Казахстан, Белоруссию и другие страны.
Подкармливаем соперников
Стоит заметить, что поставка алтайских товаров за рубеж могла бы приносить куда большую экономическую выгоду, нежели сегодня, изменись сама структура общероссийского экспорта. Это было видно на примере, который привел в своем выступлении заместитель генерального директора ООО "Алтайские мельницы" Владимир Бутин. Он сообщил, что Россия в настоящее время почему-то не входит в число ведущих мировых экспортеров муки, лидером среди которых является Турция. В то же время Россия является одним из главных поставщиков в эту страну пшеницы. Нетрудно сделать вывод, что наша страна с помощью сырья активно поддерживает своего конкурента – в то время как объемы экспорта муки из РФ падают, Турция, напротив, неуклонно их наращивает. В то же время в мире на мировом рынке муки есть немало благоприятных регионов в плане сбыта этой продукции. Но Россия в этих регионах до сих пор не присутствует.
При этом Россию здесь обходят даже государства ближнего зарубежья – Казахстан и Украина, экономика которой то и дело балансирует на грани коллапса.
В своем выступлении Владимир Бутин выделил ряд причин, препятствующих росту экспорта алтайской муки. Среди них – высокие транспортные тарифы (особенно железнодорожные), неразвитость морских путей, отстающая от реалий правовая база, административные барьеры.
Дорожная карта для алтайских продуктов
Участники секции после довольно насыщенного и продолжительного обсуждения приняли резолюцию, в которой отметили, что "Алтайский край обладает значительным потенциалом …в сфере производства агропродовольственной продукции", и эта продукция в текущих экономических реалиях должна получить выход на зарубежные рынки.
По мнению участников форума, необходимо обратиться в российское правительство с рядом предложений. Среди них:
– ускорение принятия федерального закона "О поддержке экспорта" с учетом его дополнительной проработки с бизнес-сообществом в части определения конкретных финансовых инструментов поддержки экспорта (возможность компенсации части затрат отечественных организаций – экспортеров биржевых товаров, содействия предприятиям в прохождении процедуры сертификации на международных рынках и др);
– введение поправочного коэффициента 0,33 к тарифам на перевозку железнодорожным транспортом для всей номенклатуры пищевых продуктов за расстояние с первого километра для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края.
Решено также обратиться в Министерство экономического развития РФ с предложением содействовать в рамках деятельности АО "Российский экспортный центр" продвижению на внешний рынок пищевых продуктов путем заключения долгосрочных соглашений о поставках продовольствия с другими странами, взаимодействия с торговыми отделами посольств в других странах, а также проведению дополнительных аналитических исследований, направленных на выявление новых приоритетных рынков сбыта продовольственных товаров.
Органам исполнительной власти и организациям региона рекомендовано осуществить комплекс мер, направленных на эффективное продвижение алтайских товаров на зарубежные рынки, в первую очередь страны АТР, АТЭС.
Также предложено доработать и утвердить региональный план ("дорожную карту") поддержки экспорта в соответствии с федеральной "дорожной картой" и другими экономически значимыми программными документами.
Руководителям предприятий края рекомендовано продолжить работу по модернизации производства и внедрению инновационных технологий для расширения ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на внешних рынках.