Почему Китай не торопится с газопроводом "Алтай" и что из этого выйдет
Перспективы строительства газопровода "Алтай" ("Сила Сибири-2") по-прежнему туманны. Несмотря на оживленные переговоры с китайской стороной, контракт на поставку газа до сих пор не подписан. А в пятницу, 24 июля, федеральные СМИ сообщили о том, что "Газпром" и китайская CNPC не нашли общий язык, поэтому подписание важного для России документа затягивается на неопределенный срок.
По официальной информации "Газпрома", трасса проектируемого магистрального газопровода "Алтай" пройдет по территории шести регионов России: Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская и Томская области, ЯНАО и ХМАО. Предварительная стоимость проекта, по различным оценкам, варьирует от 4,5 млрд до 13,6 млрд долларов США.
Давай по рукам!
Почему переговоры не увенчались успехом, насколько нужен этот проект России, какова степень заинтересованности в нем Китая, и каковы перспективы заключения соглашения? На эти вопросы редакции ИА "Амител" отвечал профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов.
"Если говорить вкратце, то здесь в полной мере проявилась специфика давней китайской традиции ведения переговоров. Это очень прагматичный и осторожный стиль: китайцы много раз прицениваются, пытаются выжать максимум выгоды и никогда не торопятся сказать окончательное "да". Это прямая противоположность стилю: "Да черт с ней, с выгодой – давай по рукам, и все!", - поясняет он.
"К тому же в Китае стараются строго следить, чтобы чиновники "не путали личную шерсть с государственной" (когда суперзатратные проекты лоббируются, не исходя из объективных потребностей страны, а исходя из корыстных интересов отдельных олигархических кланов). Все это повлияло на исход переговоров, хотя в основе лежит, конечно, недостаточное совпадение интересов", - считает политолог.
По его мнению, после украинского кризиса Россия на фоне санкций и ухудшения отношений со многими развитыми странами оказалась в ситуации ограниченного выбора.
Юрий Чернышов подчеркивает, что нельзя резко перестать продавать газ в Европу и при этом не понести колоссальные убытки. Так, уже сейчас, по сообщению агентства "Интерфакс", план добычи газа на Бованенковском месторождении снижен почти в два раза – с 83,35 млрд до 48 млрд куб. м.
"В таком случае нужно, чтобы газ из этих месторождений покупал кто-то другой. А на восточных рубежах мощная энергоемкая экономика есть только у Китая. Япония по ряду причин как стратегический партнер пока не рассматривается", - замечает политолог.
"Это и актуализировало давно заброшенный проект "Алтай", или "Силу Сибири-2". То есть, Владимир Путин, исходя из собственной политической оценки момента, хотел решить вопрос быстро и почти любой ценой (невзирая на экономические, экологические и иные возможные издержки). Не получилось", - говорит директор Алтайской школы политических исследований.
"Объективно газ в Китай, конечно, продавать надо, но лучше это делать продуманно и взвешенно, не с позиций "спешащей слабой стороны", - подчеркивает эксперт.
Также он отмечает, что перед китайским руководством этот проект поставил сложный выбор. "С политической точки зрения он мог повлечь серьезное ухудшение отношений КНР с ЕС и США, на что китайцы, предпочитающие гибко "балансировать" в международной политике, совсем не готовы. С экономической точки зрения проект обещал им много дешевого газа (до 100 млрд куб. м в год), но нескоро и после огромных затрат. Им предлагалось сразу вложить до 30 млрд долларов, от чего они отказались".
Политолог высказывает мнение, что никакой "срочности" для китайцев в этом проекте нет: регион северо-западного Китая не настолько экономически развит и, кроме того, туда уже поступает газ из стран Центральной Азии.
"Поэтому китайская сторона решила не торопиться и по возможности выжать из партнера еще большие уступки (не случайно на этом фоне идут сообщения о предоставлении китайцам то стратегических нефтегазовых месторождений, то долгосрочной аренды территорий Сибири, превосходящих по площади Гонконг, и т.д.)", - замечает он.
По словам Юрия Чернышова, перспективы соглашения туманны.
"Цены на нефть падают, китайцы не хотят вкладываться в "авральное" строительство еще одного газопровода, а со временем международная обстановка может измениться так, что в этом проекте и у нас смогут увидеть и не только привлекательные стороны", - говорит профессор.
По его мнению, проект прямой дороги из Китая через плато Укок на Алтай должен быть трезво оценен и в экологических, и в демографических, и в военно-стратегических аспектах. "Что же касается восточного маршрута "Силы Сибири", то более вероятно, что он будет развиваться", - поясняет директор Алтайской школы политических исследований.
"Говоря в целом об интересах не отдельных кланов, а о долгосрочных интересах России, следует признать, что нам давно уже необходимо диверсифицировать свою экономику, не делая основную ставку на распродажу за рубеж сырьевых ресурсов. К тому же стране было бы выгоднее вести не одностороннее, а многовекторное сотрудничество и с Западом, и с Востоком"" - подчеркивает он.
"Рано или поздно мы все равно придем к этому – ибо исторически Россия сложилась как огромное евразийское государство, соединяющее собой и Азию, и Европу", - резюмирует свою точку зрения Юрий Чернышов.
Новый импульс для региона
Член комитета Алтайского заксобрания по экономической политике, промышленности и предпринимательству, советник главы администрации г. Барнаула по вопросам газификации Сергей Демчик отмечает, что для Алтайского края газопровод "Алтай" важен и нужен.
"Он даст новый импульс для газификации региона. Как предполагалось ранее, газопровод пройдет по восточным районам. Таким образом, будет вестись газификация новых населенных пунктов. Во-вторых, реализация этого проект даст новые рабочие места. Что важно - высокооплачиваемые. В-третьих, это поступления налогов в бюджет. Все это говорит о том, что газопровод "Алтай" просто необходим экономике Алтайского края", - подчеркивает Сергей Демчик.
Также он обращает внимание на то, что при строительстве газопровода будут задействованы строительные мощности региона. И это опять же новые рабочие места, налоги и так далее.
"То есть, во всех отношениях это хороший объект для края. Об этом неоднократно говорил губернатор региона Александр Карлин. На всех встречах в "Газпроме" он интересуется ходом реализации проекта", - рассказал депутат.
Отметим, на одной из встреч с журналистами Александр Карлин высказался по данному поводу следующим образом: "С реализацией проекта "Алтай" (строительство транснационального газопровода для транспортировки газа с месторождений Западной Сибири в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) Алтайский край связывает большие надежды".
Губернатор подчеркнул, что строительство крупного инфраструктурного объекта в регионе всегда влечет за собой активизацию экономической жизни.
"Это большие объемы строительных работ, вовлечение в них подрядных и субподрядных организаций, активизация промышленности стройматериалов. Мы пока не имеем проекта, но по всем признакам потребуется строительство технологической автодороги, которая будет обеспечивать вначале строительство, а затем эксплуатацию газопровода", - отмечает глава Алтайского края.
Он напомнил, что предполагалось строить не одну нитку газопровода, а как минимум три.
"Когда несколько лет назад с Алексеем Миллером встречались руководители регионов, заинтересованных в реализации этого проекта, была названа его концептуальная особенность. Конструкция будет предусматривать возможность отвода природного газа для использования его в тех территориях, по которым будет проходить газопровод. Об отмене этого принципа мы сейчас не услышали. Надеемся, что он будет реализован", - подчеркнул Александр Карлин.
Кстати, в федеральных СМИ в последнее время нередко звучит позиция экспертов о том, что у Евросоюза есть принципиальная задача по срыву программы "Газпрома" по диверсификации поставок. Поэтому проект газопровода "Алтай" уже несколько лет является мишенью ЕС. Также высказывается предположение, что именно это вмешательство и затягивает сроки реализация проекта.