"Нужно ли нам летнее время?": алтайский ученый обосновал необходимость смены часового пояса
Вас устраивает часовой пояс в Алтайском крае? | |
да | 2762 чел. |
нет | 3997 чел. |
а что с ним не так? | 218 чел. |
Всего проголосовало: 6977 чел. |
Напомним, проблема светлых ночей и темных вечеров вызвала широкий общественный резонанс не только в Алтайском крае, но и других сибирских регионах. В наших новостях о предложении вернуть в Алтайский край часовой пояс UTC+7 читатели написали более 500 комментариев.
На сайте ИА "Амител" 19 июня большой интерес вызвала статья алтайского ученого, доцента АлтГТУ Александра Каплинского. Мы опубликовали его обоснование необходимости возвращения Алтайского края в прежнюю часовую зону UTC+7 (См. здесь: https://www.amic.ru/news/308360/ ). Сегодня предлагаем читателям ознакомиться с окончанием этой обстоятельной статьи.
Как определить систему отсчета времени для региона?
Возьмем введенную в октябре 2014 года шкалу "зимнего времени". График времени восхода и захода Солнца в течение года построен старшим научным сотрудником Института астрономии РАН Олегом Угольниковым на примере Москвы. Для Барнаула он будет отличаться незначительно. Будем считать, что человек встает в 7 часов и ложится спать в 23 часа. Проведем на графике горизонтальные линии, соответствующие этим моментам, а также моменту 18 часов – окончанию рабочего дня.
На этом графике видны главные минусы шкалы "зимнего времени": большая часть вечера, когда человек может отдохнуть после работы, заняться спортом, прогуляться с детьми, приходится на темное время суток (серая часть диаграммы). И лишь в летние месяцы только часть вечера оказывается светлой (желтая часть диаграммы).
Все это ограничивает возможности активного отдыха, спорта и развития здоровья – всего того, о чем сейчас постоянно говорят и президент, и правительство, и функционеры от спорта и здравоохранения.
Для Сибири очень важно и то, что в теплый период года у людей не останется достаточного времени для занятия делами по хозяйству и на садовых участках, к чему они привыкли за многие годы жизни в часовой зоне UTC+7.
Особенно это актуально в период наступившего надолго экономического кризиса, когда масса людей лишилась работы, а те, кто ее еще не лишились, существуют на скудную зарплату.
И те, и другие будут вынуждены фактически выживать за счет натурального хозяйства, но их во многом лишают и такой возможности. И если 22 июня заход Солнца наступит теперь в 21 час, то 12 августа – в 20 часов, 7 сентября – уже в 19 часов, а 2 октября – в 18 часов, и возможностей использовать светлое время после работы хотя бы для множества дел на садовых участках, особенно в сезон сбора урожая и подготовки к зиме, у работающего населения уже не будет – тем более что до них надо еще успеть добраться через городские пробки. Кто, спрашивается, от этого выиграет?
С другой стороны, значительные отрезки светового дня летом попадают на предутренние часы (темно-красная часть диаграммы), когда почти все люди спят. Солнечный свет пропадает впустую, более того, он оказывает вред, так как не всякий человек может спать при дневном освещении.
Теперь рассмотрим такую же диаграмму для "летнего" времени, действовавшего до октября 2014 г.
Видим, что негативные сектора – серый и темно-красный – существенно меньше, а позитивный – желтый – заметно увеличивается. Вечера оказываются более светлыми, светового времени для разнообразных дел по хозяйству, прогулок и спорта больше, а ранний солнечный свет летом создает меньше трудностей для сна.
При этом даже в июне всюду, кроме северных регионов России, световой день завершается до отхода людей ко сну.
Конечно, у этой схемы есть и недостаток, о котором было сказано выше – необходимость утреннего подъема в темноте в течение двух зимних месяцев. Это отражено синим цветом на диаграмме. Но эта проблема существует и в шкале "зимнего" времени, просто она занимает там меньший отрезок времени и касается меньшего числа людей, рано начинающих рабочий день.
Возникает закономерный вопрос: стоит ли из-за одной проблемы в течение двух месяцев создавать себе значительный дискомфорт на весь остальной год?
Нужно ли нам "летнее" время?
К тому же эту проблему можно решить меньшими жертвами, именно поэтому и была предложена модель с сезонным летним временем, которая уже много десятилетий действует в Европе, США, и долгое время работала и в России. Построив для нее такую же диаграмму, мы увидим, что синие сектора в ней значительно уменьшаются без особых жертв для желтого сектора.
Конечно, перевод стрелок часов два раза в год нравится не всем, хотя в странах Европы и США он давно является обычным делом, к которому их жители привыкли. Но даже если не рассматривать этот вариант, диаграммы на рис. 1 и 2 наглядно показывают, что круглогодичная шкала "летнего времени" (для Алтайского края это UTC+7) заметно удобнее для нас, чем шкала "зимнего" времени (UTC+6).
Введя "зимнее" время без должной проработки вопроса, власти, к сожалению, выбрали наихудший из трех вариантов.
И хотя он и приблизил нас к астрономическому времени, минусов от него оказывается гораздо больше, чем плюсов, что уже вызвало массовое недовольство жителей края: ведь жить летом при "зимнем" времени Алтайскому краю за всю его историю с момента создания еще не доводилось.
В итоге этого общая продолжительность светлого времени суток, приходящаяся в течение года на вечерние часы (начиная с 18 часов), например, для Барнаула сократилась по сравнению с годами круглогодичного "летнего" времени на 241 час, то есть на 10 полных суток! Они теперь передвинуты главным образом на утренние часы в теплый период года, когда и без того уже светло – спрашивается: зачем?
Бросается в глаза тот факт, что перед переходом России на "зимнее время" федеральные СМИ развернули масштабную пропагандистскую кампанию, представляя это как "благо для всех россиян" независимо от их географического расположения и установившегося образа жизни, считая, что мнение в основном москвичей (да и то далеко не всех) должно быть распространено на всю огромную территорию страны.
Утверждалось, что "россиянам вернут зимнее время", хотя, например, Алтайскому краю, Новосибирской, Томской областям и Республике Алтай ничего "возвращать" не было необходимости, так как вследствие многочисленных реформ и сдвигов времени эти регионы оказались в 2011 году в привычной часовой зоне UTC+7, в которой жили без малого 85 лет.
Такие передёргивания известных истин только дезориентировали общественность.
Теперь, когда многие зарубежные страны в конце марта перешли на летнее время, а у нас вечера по-прежнему темные, до людей начинает доходить, что их просто ввели в заблуждение, и, например, в Новосибирске и Томске люди уже собирают подписи за возврат в привычную часовую зону UTC+7. То же самое началось и во многих других регионах, попавших под совершенно непродуманную реформу – в том числе и в Алтайском крае.
Неужели всё это нельзя было предвидеть? Ведь именно об этом мы неоднократно предупреждали власти Алтайского края в прошлом году, когда еще можно было отказаться от перехода на "зимнее" время!
Но нас просто не захотели слушать, а на заседание Совета по науке при АКЗС 27 мая 2014 года, где было рекомендовано перейти в UTC+6, даже не пригласили.
Результат был предсказуем – и он оказался именно таким, каким мы его и предвидели. Нам потребовалось полгода, чтобы удалось добиться возможности выступить на заседании того же Совета 11 июня нынешнего года, когда этот результат уже стал всем очевиден.
Не выдерживают никакой критики и доводы о необходимости сокращать разницу времени с Москвой якобы для улучшения государственного управления. Сторонникам этого подхода надо напомнить, как работали государственные органы управления в 30-е – 50-е годы прошлого века, подстраиваясь под ночной рабочий график И.В. Сталина, как Алтайский крайком КПСС и крайисполком успешно руководили Алтайским краем при 4-часовой разнице времени со столицей, как уже сегодня работает с Москвой руководство соседней Кемеровской области, оставшейся в UTC+7, не говоря уже о более восточных регионах страны.
Можно отметить и то, что сейчас предприятиям Западной Европы и США многочасовая разница времени с Китаем и странами Юго-Восточной Азии, где они разместили свои производства, нисколько не мешает вести с ними дела и выпускать продукцию, которой пользуется сегодня весь мир.
Почему же тогда в России два-три часа разницы с Москвой уже становятся неразрешимой проблемой?
Тем более это несерьезно в век мобильной связи, информационных технологий и электронного документооборота. Не имеет смысла и приведение Китая в пример как страны, живущей целиком по пекинскому времени: достаточно взглянуть на карту и увидеть, что Пекин находится на крайнем востоке Китая, а Москва – на крайнем западе России, и учесть то, что графики рабочего дня на востоке и западе Китая учитывают естественную разницу времени, а в России везде практически одинаковы.
Отметим еще и то, что Алтайский край наряду с Новосибирской, Томской областями и Республикой Алтай, включая их региональные центры, относятся географически к тому же шестому часовому поясу (82,5° – 97,5° восточной долготы), в котором находятся Красноярский край, Хакасия, Тыва, а теперь еще и Кемеровская область, живущие по UTC+7 и имеющие 4-часовую разницу с Москвой, которая, как уже говорилось выше, еще в 1930 году была включена во второй часовой пояс, хотя располагается в третьем.
Таким образом, нынешняя ситуация является предсказуемым и прямым следствием необоснованности очередной реформы системы исчисления времени, о чем руководство Алтайского края знало, но к мнению специалистов не прислушалось. И теперь вопрос о возвращении края в часовую зону UTC+7 и установлении существовавшей до 1995 года 4-часовой разницы с Москвой необходимо решать совместно с законодательными органами Новосибирской, Томской областей и Республики Алтай, поскольку эти регионы вместе с Кемеровской областью и Алтайским краем образуют единый Западно-Сибирский социально-экономический комплекс, тесно связаны друг с другом огромным количеством разнообразных связей и исторически всегда были в одном часовом поясе.
Разрывать эти связи часовой границей, как это было сделано – это в высшей степени волюнтаристское и необдуманное решение, которое подлежит безусловной отмене.
От редакции ИА "Амител":
Мы понимаем, что проблема времени в нашем регионе сложна и многогранна. И публикацией этих подробных разъяснений она не исчерпывается. Если у кого-то из читателей еще остались вопросы после прочтения статьи Александра Каплинского - можно адресовать их редакции, а мы обязательно передадим их ученому и опубликуем его ответы.
Для того, чтобы подписать петицию к губернатору Александру Карлину на сайте secure.avaaz.org, необходимо указать свою фамилию и имя, а также почтовый адрес и email.