Яровое. Алтайский край: рецензия мистического сериала "На лезвии солнца"
Напомним, картина была признана лучшим детским фильмом России на экологическом кинофестивале "Russian Elementary Cinema" в Санкт-Петербурге. Яровчане читали об успехах ленты в прессе, и жаждали, наконец, увидеть ее. И вот 12 и 13 июня состоялись показы и в Яровом.
Фильм напомнил Константину Шелихову о
другом произведении, где события так
же развивались в нашей местности.
Лет
11 назад тиражом в 50 экземпляров выходила
книга Игоря Майера о Славгороде.
Называлась она "Звезда "Берсеркера" в
созвездии рока" (ее все еще можно найти
в местной библиотеке). По сюжету,
рок-музыканты старшего школьного
возраста вступают в кровавые разборки
с наркомафией, скинхедами и милиционерами.
Книга была очень наивной и нелепой. Глупые диалоги, многочисленные ляпы, совершенно невменяемая фабула.
Ощущения от просмотра
фильма были точно такими же. Только вот
автору "Звезды "Берсеркера" на момент
написания было всего 15 лет. А сценарий
"На лезвии солнца", как утверждается в
пресс-релизе, писал аж целый дебютант
66 Каннского кинофестиваля.
История рассказана так нескладно, что нужно было сходить на оба показа, чтобы более-менее понять события фильма.
По сюжету, археолог Елена Розовая, которую играет единственная профессиональная актриса – Елена Бирюкова, приезжает в Новосибирск к коллекционеру антиквариата Андрею Роттенбернгу. Водитель по пути рассказывает, какой этот коллекционер нечестный и жестокий. Сокровища, которые Елена ищет для Роттенберга, он предлагает отдать "другим людям", которые будут гораздо более щедры.
Так как они довольно громко продолжают это обсуждать, уже войдя в дом коллекционера, разговор подслушивает дочь Роттенберга Влада. В какой-то момент девочке даже удается рассмотреть вблизи карту сокровищ, привезенную археологом. При этом вдруг начинает твориться какая-то чертовщина, летают призраки, вдруг захлопывается окно и слышится нечленораздельный шепот. Влада пытается рассказать все отцу, но тот отказывается ее слушать, ссылаясь на занятость. И тогда девочка собирает школьных друзей, чтобы самим найти сокровища.
А сокровища прокляты. Они принадлежат древней богине-покровительнице амазонок, живших когда-то в Яровом. Ну, и теперь спрятаны на берегу озера. По пути детей преследуют призраки и "археологи-бандиты" (Елена с тем самым водителем).
Нам грозит опасность – идем в аквапарк!
На некоторых моментах было как-то даже… стыдно сидеть в зрительном зале.
Вот, например, Роттенберг находит записку Влады, и в его характере происходит коренной перелом. Он уже не циничный коллекционер антиквариата, а примерный семьянин. Он звонит какой-то женщине (быть может, это мать Влады – я так и не понял даже после третьего просмотра). Рассказывает, что детям грозит большая опасность. Но женщина спокойно продолжает резать укроп, прижав трубку к уху плечом. "Но у нее же завтра защита проекта!" – беспокоится она.
Вместо того, чтобы
найти детей и всыпать им ремня, Роттенберг
с партнером (тут я тоже не уверен, что
это был за мужик) подсылают в компанию
кладоискателей их товарища Данила.
Тот должен маякнуть взрослым на сотовый, если обстановка слишком уж накалится, и ребят придется спасать. "Ты пойми, любая опасность – и их там никто не найдет, – говорит партнер Роттенберга. – Мы тебе обещаем, мы не будем вмешиваться без крайней необходимости".
Тем временем дети едут в Яровое рейсовым автобусом, который чуть не переворачивается из-за внезапно появившегося на дороге призрака. Но они благополучно прибывают на место, и ждут своих яровских товарищей. Кладоискатели ничуть не удивляются, когда встречают там Данила, который каким-то образом добрался до Ярового раньше них. И тут происходит такой вот диалог.
– Сокровища, что вы ищите – за них пострадала не одна сотня людей, – говорит Данил. – Но даже если мы их найдем, у меня есть одно условие: они должны быть переданы в музей.
Все соглашаются, но тут ликование друзей останавливает Влада.
– Ребята, поскольку я вас попросила о помощи, то мне и принимать решение, – говорит она и тут же добавляет, – Хорошо, Данил, мы согласны.
Почему-то все решают, что искать нужно непременно вечером, а пока можно отдохнуть. Какой-то пацан отмечает, что их преследуют бандиты и призраки, поэтому сейчас не время думать о развлечениях.
– Даже если они есть, что с того? Жизнь-то продолжается! – говорит Данил, который только что стращал остальных сотнями пострадавших людей. И все идут в аквапарк, где, навеселившись, начинают обсуждать, на что потратят сокровища. Хотя в прошлой сцене решили отдать их в музей…
Кинопсихология
Режиссер картины Евгений Юматов уверяет, что реализация многих сцен решалась уже в процессе съемок вместе с детьми. "Естественно, в рамках уже готового сценария", – добавляет он. Правда похоже, что готового полноценного сценария не было вообще. О том, насколько он сам доволен результатом, ответил уклончиво: упомянул победу на кинофестивале "REC". Только вот это экологический кинофестиваль, у которого в целях бонусом прописано "привлечение молодежи в кинотворчество" (положение есть на их сайте).
Вообще, если бы в пресс-релизе к фильму не делалось громких заявлений о том, что его создатели решают судьбу детского кинематографа, то и претензий к сценарию не было бы. Картина снята новосибирской некоммерческой организацией "Центр реализации потенциала личности "Лидер Фильм". Помимо съемок короткометражек они там занимаются еще психотренингами. По сути, и кинематография для них – это часть психологической работы с детьми. Как отметила во время показа фильма гендиректор "Лидер Фильма" Сюзанна Юматова, жюри фестиваля "REC" высоко оценило именно эту работу. И она, похоже, действительно была проделана на отлично.
Если не считать
профессионала Бирюкову, то все взрослые
в фильме выглядят и играют ужасно.
Роттенберг по сюжету – циничный и жестокий олигарх. Он говорит слова, свойственные богатею с комплексом бога. Но говорит он их так и ведет себя в кадре так, что больше похож на слегка быдловатого владельца палатки на базаре. А вот дети, несмотря на нелепость реплик, смотрятся хорошо. Их приятно видеть, приятно за ними наблюдать. И вообще хочется видеть эту компанию в кадре как можно больше.
Нет, конечно, отсутствие навыков актерской игры у детей сильно бросается в глаза. Не удивительно – это обычные ученики обычной новосибирской гимназии, у которых за плечами нет даже театрального кружка. И все же играют они, повторюсь, лучше любого взрослого в фильме. Сами они в интервью местным СМИ тоже в первую очередь отмечают психологическую работу, которую с ними провели. Говорят, в гимназии не дружили, друг друга не замечали. И даже в начале съемочного процесса конфликтовали друг с другом. Но во время съемок в Яровом сплотились, сдружились и стали настоящей командой. Теперь они уж точно никогда не будут бояться творить, самовыражаться и развиваться. Вот где главная заслуга авторов фильма!
Красоты Алтая
Еще из плюсов хочется отметить операторскую работу. Здесь все тоже сделано отлично. Картинка приятная. Пейзажи яровских степей выглядят поистине чарующе. А озеро – как будто действительно обладает таинственными магическими свойствами. Тут можно поставить "Лидер Фильму" пятерку с плюсом. Потенциал у фильма имелся, но он не был реализован. Хотя, при всех недостатках, фильм не вызывает негативных эмоций. Недоумение, возможно. Он короткий, и не успевает надоесть. А выходя из зала, и вовсе испытываешь приподнятость настроения.
При всех недостатках, фильм не вызывает негативных эмоций.
Недоумение, возможно. Он короткий, и не успевает надоесть. А выходя из зала, и вовсе испытываешь приподнятость настроения.
Кстати, "На лезвии солнца" вольно или невольно рекламирует курорт Яровое. Создатели уже анонсировали сиквел. В нем они покажут новых героев. Их будут играть яровские дети. Кроме того, как уже ранее отмечал режиссер, "Лидер Фильм" планирует экранизировать и другие легенды, сложенные о различных местечках Алтая. Что ж, это мы поддерживаем.