Алтайский пограничник: с перестрелками мы покончили в начале нулевых
Сегодня, 28 мая, в День пограничника, корреспондент ИА Амител пообщалась с сотрудником Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю, подполковником Юрием Барановым. Он рассказал об особенностях работы ведомства и сложностях несения службы на границе.
- Как организовывался алтайский погранотряд, при каких условиях?
- В 1998 году, после распада СССР, граница Алтайского края с Казахстаном получила статус Государственной. В спешном порядке приходилось перекрывать эту границу – поток контрабанды, нелегальной миграции. Тогда эту задачу выполнял районный отдел пограничной стражи, в который входили бывшие пограничники, казаки. А в 2000 году уже образовали Барнаульский пограничный отряд. Он дислоцировался в Барнауле, имел комендатуры в Славгороде, в с. Михайловское, в Рубцовске и Змеиногорске. У каждого в подчинении несколько пограничных застав и КПП, на сегодняшний день из 8 застав и 16 КПП.
- А какова протяженность границы, которую Вы охраняете сейчас?
- Более 840 км. Из них 300 – это горный участок.
- Из этих участков есть наиболее сложные, которые вызывают тревогу?
- В основном это горные участки – Змеиногорский, Чарышский район. Там очень большая удаленность от населенных пунктов, труднопроходимая местность. Это плюс для контрабандистов, но и плюс для пограничников, которые изучив местность могут надежно установить там заслон. Еще и погодные условия - там погода резко меняется. В результате мы технику можем там менее эффективно использовать. Но все равно, за эти 15 лет мы создали, я думаю, непроходимый заслон.
- Технически отряд сейчас насколько оснащен?
- Конечно, все в наличие есть. Каждое подразделение обеспечено автотранспортом, служебными животными, техническими средствами охраны границы.
- Наверняка у многих людей слово граница ассоциируется с пограничными столбами, нейтральной полосой. Что представляет наша граница?
- В этом виде наша граница будет в скором будущем – буквально через год-два. Постепенно установление этих полос и столбов продвигается. Но нужно время. Все-таки участок на границе с Казахстаном – он огромный по своей протяженности. А сейчас там построены заградительные заборы и установлены предупреждающие знаки.
— Возможно ли случайно пересечь государственную границу?
- Возможно, конечно. Никто не исключает таких фактов. Но на данное время такие факты единичные. И местное население сразу о таких фактах сообщает. Только в этом году около 30 нарушителей задержаны при содействии местных жителей.
— Как вы определяете, что где-то появился нарушитель границы, есть ли технические средства?
- Конечно есть. Это специальные комплексы. Ну, и наша пограничная, что называется, смекалка. Какие-то полосы устраивают, ниточки с банками натягивают. И довольно эффективно это работает. А служебные собаки до сих пор превосходят любые технические средства.
— В пограничники сейчас можно попасть только по контракту. Зачастую это люди уже семейные. Все ли обеспечены жильем на данный момент?
- Сейчас у нас система обеспечения жильем практически налажена – процентов на 90. Есть ряд населенных пунктов, где просто нет жилья. Но и там решаем проблему – в соседнем населенном пункте находим жилье.
- Денежного довольствия достаточно для сегодняшней жизни?
- Я полагаю, что достаточно. Заработная плата достаточно на высоком уровне. Грех жаловаться, как говорится.
- Что касается личностных качеств, должен ли контрактник отличатся в образовании, интеллектуальном развитии, физической подготовке?
- Первое – это здоровье, конечно (категория "А"). Это отсутствие хронических заболеваний, и не потому, что мы привередливы, а потому, что служба довольно напряженная и он сам может не потянуть ее. Образования какого-то специального не нужно.
— Как часто вашим сотрудникам приходится участвовать в задержаниях, погонях, перестрелках?
- Да, конечно, погони и задержания бывают, кроме перестрелок. С перестрелками мы покончили в начале 2000-х. Тогда было время жаркое, контрабандисты пытались давить пограничников. Приходилось применять оружие для остановки транспортных средств. Сейчас, слава богу, вся эта ситуация упростилась – все подчиняются окрикам: "Стой!". Но погони на автомобилях и погони бегом – вся эта романтика, конечно, присутствует.
— Многие жалуются на задержку в пунктах приграничного контроля. Мол, нигде, кроме российской границы, не досматривают так тщательно. На границе Казахстана все гораздо проще. С чем это связано?
- Могу пояснить это следующим образом. Например, возвращается гражданин из Казахстана в Россию. Конечно, казахстанские пограничники знают, что его проверят и на российской границе и уделяют проверке гораздо меньше времени. А у нас серьезнее к этому подходят. Наверное, это главная причина.