Мы катастрофически понизили качество преподавания: эксперт
Как уже сообщало ИА "Амител", что 21 мая общественный совет ведомства представил свое заключение на законопроект, внесенный Яровой, в котором было выражено беспокойство действиями парламентария. По мнению экспертов ведомства, он идет вразрез с действующим образовательным курсом и нарушает конституционные права учителей.
— Не удивляет позиция Министерства образования и
науки. Складывается ощущение, что те, кто писал заключение, просто не
читали сам законопроект, — заявила "Известиям" Яровая.
Инициатива
была внесена двумя председателями думских комитетов, в том числе
Вячеславом Никоновым, главой комитета по образованию, и к нему
присоединились уже 50 депутатов из разных фракций.
— Наш закон
касается в целом качества образования и прекращения дискриминации детей
и учителей. Он полностью соответствует ст. 44 Конституции РФ, поскольку
предусматривает свободу использования учителем учебных пособий,
материалов и иных средств обучения, обеспечивая тем самым свободу
научного творчества и преподавания, а также возможность дать
дополнительные знания для углубленного изучения предмета одаренными
детьми, — поясняет парламентарий.
По мнению Яровой,
Минобрнауки работает по принципу покупки услуг, порождая
товарно-денежные отношения с высоким коррупционным риском и низким
качеством исполнения, и уже потратило в качестве заказчика на разработку
ФГОСов около полумиллиарда рублей — а результат пока отрицательный.
— Думаю,
что самым лучшим ответом для тех, кто пытается сохранить только
коммерческое начало в системе образования, будет мнение экспертов "от
земли", от самой школы — педагогов, учеников, представителей РАО, с
которыми мы обсуждали эти вопросы, — подытожила депутат.
Председатель
Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила
Дудова, пояснила, что речь никогда не шла о единственном учебнике, а
диалог был о единстве требований и ограничении количества учебников.
— Что
касается претензий совета якобы о нарушении права на вариативность
учебников. Дело в том, что вариативность обучения не зависит от
количества учебников. Она зависит от содержания, изучения темы.
Относительно "базового содержания". Оно никаким образом не связано с
осуществлением контроля. Базовое содержание как раз станет той основой,
которая даст возможность, учитывая законодательную базу,
предусматривающую отведение 70% федерального компонента и 30%
вариативного компонента, обеспечить единство подхода именно в
федеральном компоненте. А 30% — пожалуйста, сколько угодно, вносите
региональные особенности, используйте творческое начало. Хотя творчество
и внутри базового компонента не запрещается. Введение базового компонента — это гарантия качественного образования, — считает Дудова.
Член
общественного совета Минобрнауки и профессор Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей
Рукшин отметил, что не все члены совета подписали заключение.
— Я предлагал членам совета спокойно обсудить ситуацию на экстренном заседании совета и обсудить плюсы, минусы и опасности законопроекта, а также ситуацию с единым образовательным пространством страны. От этого отказались. Ситуация с единством образовательного пространства действительно трагическая, и об этом я говорил президенту Путину на форуме в Пензе. Я помню заседание ОС по допущенным учебникам. В прессе было очевидное лоббирование интересов издательств и финансовых интересов авторов учебников. Стыдно и противно в этом участвовать. Мы катастрофически понизили качество преподавания, и иллюзия выбора не спасет нашу школу. И сам факт появления такого законопроекта, несмотря на его очевидные недостатки, меня радует, — пояснил Рукшин.