Счетная палата указала на виновника срыва выполнения "майских указов": это федеральные власти
Счетная палата подготовила отчет о
своей работе за 2014 год — сегодня, 22 мая, его результаты депутатам лично
представит Татьяна Голикова. Интересны данные по неисполнению, так называемых, "майских указов" за 2014 год.
Согласно отчету (есть в распоряжении
"Известий"), ведомство стало реже проводить проверки. В прошлом году
было проведено 445 контрольных мероприятий, а в 2013-м — 470.
Соответственно, несколько снизился и объем найденных нарушений: в 2013
году общая сумма составила 722,9 млрд, а в 2014-м — только 524,5 млрд
рублей. Как следует из документов, снижение произошло из-за уменьшения
количеств нарушений законодательства о закупках: ведомства стали более
аккуратны в подготовке документов и проведении торгов. Если в 2013 году
таких нарушений было найдено на 233 млрд рублей, то в 2014-м — только
на 39,6 млрд. При этом количество нарушений бюджетного законодательства
осталось на примерно прежнем уровне: 342,8 млрд рублей в 2014 году
против 384 млрд рублей в 2013-м. Большая часть из нецелевым образом
использованных средств (7,4 млрд рублей) приходится на Объединенную
авиастроительную корпорацию. В настоящее время, как отмечают аудиторы,
материалы отправлены в Генпрокуратуру и находятся на рассмотрении.
Отступления и наказания
Как
указывается в отчете, виновные в найденных нарушениях привлечены к
различным видам ответственности. Всего по представлениям Счетной палаты
за отчетный период к ответственности за нарушения законодательства
Российской Федерации привлечены 394 должностных лица, в том числе 80
человек уволены.
В качестве примера аудиторы привели проверку
эффективности госуправления и результативности работы организаций,
подведомственных Федеральному агентству связи. Ею были выявлены
нарушения на сумму свыше 3 млрд рублей. В результате с должности был
уволен директор ФГУП ЦНИИС (Центральный научно-исследовательский
институт связи) и понижен в должности замдиректора, отвечающий за
управление имущественным комплексом, где и были обнаружены серьезные
нарушения. Кроме того, замечания получили руководители, отвечающие за
финансовый блок и общие вопросы.
За нарушения в
финансово-бюджетной сфере к административной ответственности привлечено
21 лицо, общая сумма наложенных штрафов составила 1,2 млн рублей. Кроме
того, по материалам Счетной палаты органами предварительного следствия
возбуждено 24 уголовных дела.
Лидером по количеству
возбужденных дел является Федеральная служба исполнения наказаний: тут
по итогам трех проверок возбуждено пять уголовных дел, второе и третье
места делят Министерство обороны и Министерство здравоохранения, по
итогам проверки которых возбуждено по четыре уголовных дела.
Майские указы выполняются только на две трети
В
отчете даны итоги выполнения майских указов президента Владимира Путина
за 2014 год. Как констатировали аудиторы, из 62 целевых значений
показателей, установленных на 2014 год указами и документами, принятыми в
их исполнение, не выполнено 18 (то есть 29%). В частности — по
обеспечению доступности дошкольного образования для детей, сокращению
времени ожидания в очереди для получения государственных (муниципальных)
услуг, по снижению смертности населения от дорожно-транспортных
происшествий. Аудиторы отметили отклонение от установленных на 2014 год
целевых значений показателей средней заработной платы школьных учителей
(96,7% от средней зарплаты в субъекте вместо запланированных 100%),
воспитателей детских садов (94,3% от средней зарплаты), младшего
медицинского персонала (49,5% от средней зарплаты в регионе вместо
запланированного 51%).
Счетная палата констатировала провал по программе создания высокопроизводительных
рабочих мест, роста производительности труда и инвестиций в общем
объеме ВВП. Как указывается в отчете, "прогнозируемая динамика позволяет
сделать вывод о рисках их недостижения в установленные сроки".
В
значительной степени в срыве выполнения указов виноваты федеральные
власти, констатируют в СП. Например, не решены проблемы
методологического характера, в том числе не разработана
нормативно-правовая база, регулирующая функционирование системы
электронной очереди, разработки и утверждения нормативных правовых
актов, направленных на применение типовой проектной документации, и др. В
целом же, как отмечают аудиторы, правительством не осуществляется
комплексный анализ реализации указов, не проводится оценка эффективности
использования указанных средств, не ведется отдельный учет средств на
реализацию указов.
Реформирование системы ОПК
Как
указывается в отчете, "нарушения, выявленные в ходе мероприятий,
свидетельствуют, что существующая нормативно-правовая база не
обеспечивает в полной мере проведение эффективной государственной
политики по развитию ОПК"
Например, сложившаяся практика
авансирования предприятий — исполнителей ГОЗов без учета их финансового
состояния приводит к тому, что на отдельных предприятиях аккумулируются
значительные деньги, которые размещаются на депозитах и не используются
на те цели, на которые были выделены. Действующий порядок
государственной поддержки ОПК путем субсидирования предприятий на
погашение процентов по банковским кредитам недостаточно эффективен,
считают аудиторы, поскольку субсидии ведут к дополнительным,
"непродуктивным" расходам федерального бюджета на обслуживание кредита и
не покрывают всех затрат предприятий, привлекающих кредитные средства
для выполнения ГОЗов, а уровень рентабельности предприятий, выполняющих
военные заказы, не дает возможности в полной мере возместить указанные
расходы за счет собственных средств, что вызывает необходимость
привлечения новых займов, ухудшая финансовые показатели деятельности.
Кроме
того, Счетная палата считает, что необходимо прекратить практику
привлечения единственных исполнителей для выполнения проектных,
строительных и ремонтных работ в рамках гособоронзаказа и разработать
механизм, исключающий неэффективное использование бюджетных средств
на
эти цели.
Аудиторы предлагают возродить госплан
Как
констатировала Счетная палата, несмотря на все усилия, бюджет так и не
стал программным — то есть таким, когда за каждой бюджетной программой
закрепляются цели, достижение которых измеряется показателями
результативности. Он по-прежнему остался традиционным, ведомственным.
Деньги выделяются не на решение проблемы, а ведомству, которое
самостоятельно распределяет расходы, и невозможно измерить
результативность тех или иных бюджетных трат. При этом внедрение
программного бюджета идет более 10 лет.
СП отмечает,
что цели многих госпрограмм неконкретны, содержат нечеткие формулировки,
допускающие произвольное толкование, что не позволяет обеспечить
проверку их достижения. В качестве показателей зачастую используются не
интегрированные комплексные значения, а легко достижимые, привычные
ведомственные. Во многих госпрограммах отсутствуют конкретные
мероприятия для выполнения их задач, не обеспечена взаимосвязь
мероприятий госпрограмм, а также их межотраслевая взаимоувязка. В
результате "госпрограммы не могут рассматриваться как полноценный и
действенный инструмент планирования и исполнения федерального бюджета,
несмотря на то что правительство Российской Федерации отводит им именно
такую ключевую роль".
По мнению аудиторов СП, механизм
формирования госпрограмм нуждается в значительной концептуальной
корректировке. В качестве решения проблемы аудиторы видят создание
некоего аналога советского Госплана — "систему стратегического
планирования", которая будет отвечать за создание и мониторинг
выполнения государственных программ.
Депутаты с нетерпением ждут встречи с главой Счетной палаты.
—
22 мая состоится не просто встреча с главой одного органа
государственной власти, а встреча парламента с органом парламентского
контроля, — говорит председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам
Андрей Макаров. — Поэтому на заседании будет идти речь не о том, как
оценить работу Счетной платы. Это вопрос не оценки, которая может быть
только в превосходной степени, а того, какую задачу Госдума вместе со
Счетной палатой должна поставить перед собой по контролю за
государственными расходами. Это не просто праздничный отчет о
проделанной работе. Состоится очень серьезный разговор о том, какие
задачи нам предстоит решать, что нам вместе со Счетной палатой
необходимо сделать, чтобы ни один рубль не пропал зря.
— В
соответствии с рекомендациями Счетной палаты мы уже подготовили
поправки, которые запрещают "прокручивать" бюджетные деньги на
банковских счетах предприятий ОПК. Будет внедрен механизм для контроля
средств, выделенных на госзаказ, — отмечает глава комитета ГД по обороне
Владимир Комоедов. — От Счетной палаты мне хотелось бы узнать, все ли
запланированные средства доводятся правительством до конкретных
исполнителей — ведомств и предприятий оборонки. Нет ли в этом нарушений.
По словам члена комитета ГД по энергетике Андрея Крутова, он хотел бы услышать от главы СП мнение по поводу эффективности взносов бюджетных средств в уставные капиталы госпредприятий, в том числе предприятия энергетики.