"Под Курском фашистов ждал настоящий ад": барнаульский учитель вспоминает о войне
В июле этого года барнаульскому ветерану Великой Отечественной Николаю Степановичу Пономаренко исполнится ровно 100 лет. Своими воспоминаниями о фронтовых годах, и не только о них, он поделился с журналистом ИА "Амител" Евгением Берсеневым.
Однажды германский канцлер Бисмарк изрек: "Войну выигрывает простой учитель". Он же настоятельно просил потомков "не воевать с русскими". Но те оказались плохими учениками, и двинулись полчищами на землю, куда он умолял их не ходить.
И тогда в строй встали простые русские парни, многие из которых только год-два назад сидели за школьными партами. Вместе с ними в строй встали их учителя….
Одним из таких учителей был Николай Степанович Пономаренко, родившийся 6 июля 1915 года в деревне Глазовка Шмаковского района тогда Дальневосточного (сегодня – Приморского) края. То есть, спустя пару месяцев он отметит вековой юбилей.
Учителей, особенно в селе, тогда катастрофически не хватало, и в 1931 году, в 16 лет, вчерашний ученик Коля Пономаренко, после окончания трехмесячных курсов, сам стал учить грамоте и различным наукам своих младших товарищей.
В сентябре 1932 года Николая Степановича назначили заведующим школой I ступени при Уссурийском сельскохозяйственном техникуме.
Парень он был способный, ему прочили блестящую карьеру, но тут вмешалась страшная болезнь – туберкулез. После того, как Николай поправился, врачи рекомендовали ему сменить место жительства – Алтай или Северный Казахстан. Пономаренко выбрал Алтай, куда и переехал в 1938 году. Здесь он был назначен заведующим и учителем малокомплектной школы при железнодорожной казарме 355 км в Алейском районе.
Его благородный труд прервала Великая Отечественная война. Поначалу Пономаренко не был призван в ряды Красной Армии по состоянию здоровья, но в сентябре 1942 года он получил повестку военкомата, и надел армейскую форму.
Перед отъездом он попросил местные власти устроить преподавателем на его место супругу, которая тоже была хорошим наставником – он хотел быть уверенным, что его ученики получат необходимые знания от грамотного педагога. Его просьба была удовлетворена.
Сначала Николай Пономаренко оказался в Барабинске, где формировались подразделения для отправки в кипящий сражениями район Сталинградской битвы.
- Поначалу у меня и моих товарищей не было почти никаких ощущений, что находимся на войне – вспоминает он. – Одели гимнастерку, шинели… Вроде да, военная форма, но знали, что происходит, но чувство войны никак не приходило. И только когда эшелоны с нами стали приближаться к месту назначения, когда вдали мы часто слышали разрывы снарядов – вот тут в сознание пришло понимание: война!
Впрочем, принять участие в Сталинградской битве подразделению Пономаренко не удалось – враг капитулировал до того, как бойцы прибыли на позиции. И прибывших бойцов перебросили под Курск – туда, где суждено было состояться одному из главных сражений той войны. Николай Степанович был определен в разведчики.
- Это очень ответственное дело было – говорит он. – Разведчик должен был изучить местность, постараться понять и запомнить, где располагаются силы неприятеля. Где его войсковые соединения, где боевая техника, сколько их. Сначала я сам ходил в разведку, а потом стал руководить сбором и снаряжением групп, поскольку разведчик должен обладать прекрасным зрением, техником и гибкостью. А для этого лучше подходили бойцы помоложе, которые могли принести куда больше ценных сведений с места, нежели я. То, что под Курском готовится что-то серьезное – мы поняли за несколько недель до начала битвы – рассказывает Николай Пономаренко. – В этот район постоянно, днем и ночью, прибывали новые и новые подразделения, боевая техника, причем в неимоверных, как нам казалось, количествах. И в связи с этим возрастала роль донесений разведки, увеличивалась наша ответственность.
Николай Пономаренко на фронте
Курская битва, состоявшаяся летом 1943 года, во многом переломила ход не только Второй мировой войны, но и сознание многих наших бойцов.
В один из летних дней раним утром раздались залпы артиллерийских орудий. Началась артподготовка.
- Кругом стоял рев от залпов множества орудий – вспоминает Николай Степанович. – Солнце поначалу светило кружком в дымчатой пелене, которой заволокло небо. А потом его свет слабо пробивался через дым, черноту, и уже его свет был огненно-красным. И под грохот этих орудий, впечатленный увиденным, я уже не сомневался, что враг будет разбит, победа будет за нами. Если раньше я верил в победу, если можно так сказать, потому что ради нее сражался, то теперь это чувство глубоко вселилось в меня, и сопровождало до конца войны. Вскоре доставили пленного немца, который сказал, что много пережил на этой войне, но такого ада не видел никогда. Он был даже рад попаданию в плен, потому что выбрался из этого ада, причем живым.
С уверенностью в неизбежной победе над врагом Николай Степанович после Курска в составе подразделений отправился дальше – освобождать другие земли от нацистской нечисти. Был он разведчиком, техническим работником, бойцом по особым поручениям.
- Однажды, после того, как наше подразделение было снова переформировано (что на войне было постоянным - согласно изменению фронтовой обстановки), мой командир, родом из Омска, спросил меня: "Ты кто по гражданской профессии?" . "Учитель" - отвечаю. "Я тоже учителем - говорит он. – Будешь выполнять мои поручения". Вот так мы, учителя, не только до войны готовили грамотных учеников, чтобы те стали грамотными бойцами, но сами взяли в руки оружие…
Далее были Польша, Словакия. Венгрия, Чехия….
День Победы он встретил под Прагой.
- Наша дивизия остановилась в 20-30 километрах от Праги – рассказывает Николай Степанович. - И вот привозит депешу гонец на мотоцикле. Вызвали генерала. Он только прочитал два слова: "Германия капитулировала!", как тут же раздалось громогласное и повсеместное "ура!", не смолкавшее несколько минут.
После Победы он охранял эшелоны с грузами, направлявшиеся в Советский Союз. Домой. На Алтай, он прибыл только в ноябре 1945-го. Был награжден орденами Красной Звезды, отечественной войны Iстепени, медалями "За боевые заслуги", "За отвагу". Дома вернулся к знакомой профессии учителя.
Дважды принимал участие во Всесоюзном совещании учителей, на которых выступал с докладами. В 1958 году был удостоен звания "Заслуженный учитель РСФСР". А чуть раньше, в 1956 году, повидался с Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Причем видел он его второй раз.
- Первый раз виделись на фронте – рассказывает Николай Пономаренко. – Тогда Хрущев был членом Военного совета нашего фронта. Мы стояли в Польше. Возводили наблюдательный пункт на возвышенности – местность там была гористая. Хрущев поднялся к нам на гору, внимательно осмотрел нашу работу, поспрашивал. А на Алтай он приезжал, когда здесь собрали большой урожай. Но та встреча ничем особенным не была отмечена….
На вопрос о слагаемых Победы, отвечает, почти не раздумывая:
- Конечно, на первом месте победоносный моральный дух. Но он тоже имеет под собой основания, причем уже вполне материальные, так сказать. А среди этих оснований – наша артиллерия. Но чтобы грамотно управляться с ней – нужны специалисты, понимающие люди. И тут понятна значимость труда учителей до войны. Мы смогли за короткий срок воспитать ребятишек, которые отправившись на фронт, смогли за короткий срок освоить эту технику и должным образом обращаться с ней. Огневая мощь, соединенная с грамотными действиями бойцов, дала свой результат. И здесь роль учителя трудно переоценить…