Россияне начали улаживать проблемы при разводах с помощью посредников
Верховный суд России проанализировал, как применялась медиация в судебных процессах в течение двух последних лет. Напомним, по закону специальные посредники по мирным процедурам - медиаторы - получили официальный статус еще в 2010 году. Однако, как свидетельствует статистика, пока мирные переговоры не стали массовым явлением в судах. Более того, во многие юридические уголки страны нога мирного посредника еще не добралась.
В ходе исследования выяснилось, что суды общей юрисдикции за это время использовали медиацию лишь в 24 регионах страны.
Пока еще мирные процедуры для нас относительная экзотика, ругань выглядит привычней. Мирный процесс, конечно, идет, однако он не торопится.
Сами же суды крайне заинтересованы, чтобы спорящие стороны находили общий язык там, где это возможно. Хороший мир всегда лучше самой громкой судебной победы.
К тому же, найдя общий язык, люди снимают дополнительную нагрузку с судов, которым и так есть чем заняться. Поэтому во многих регионах суды даже создают специальные комнаты для мирных переговоров. В таких местах у людей должна быть возможность спокойно поговорить 3-4 часа и, если что, бесплатно помириться. Специальные посредники по мирным переговорам дежурят в мирных комнатах по своему графику.
Как сообщают в Верховном суде России, существует также практика объявления перерывов в судебном заседании от 1 до 3 часов для общения сторон с медиатором. Иногда - помогает. Как сказано в справке, подготовленной Верховным судом России, в нескольких делах, рассматриваемых судами Санкт-Петербурга, разбирательство неоднократно откладывалось.
- Эти дела относились к наиболее сложным категориям споров, таким как определение места жительства ребенка и порядка осуществления прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, раздел совместно нажитого имущества супругов, - говорится в документе. - Во всех случаях процедуры медиации были завершены успешно, заключенные сторонами медиативные соглашения были утверждены судом в качестве мировых соглашений.
Практики знают, насколько горячи и непримиримы бывают споры, когда родители пытаются решить судьбу ребенка: с кем ему жить, кто и как должен воспитывать, кто и сколько будет платить. Нередко даже самое справедливое решение не становится решением проблемы, так как стороны продолжают воевать до последней слезинки ребенка. Да и сложно найти справедливость, когда все кругом виноваты: в таких делах правда редко бывает целиком на одной стороне. Спасением часто становится третий голос: стороннего благожелательного специалиста, который не будет, как говорится, накачивать бывших супругов, а заставит успокоиться и найти компромисс.
Неудивительно, что в ходе исследования Верховного суда выяснилось: семейные споры оказались в числе лидеров по заключенным семейным соглашениям. Также часто медиаторы помогали найти взаимоприемлемое решение в земельных спорах, трудовых конфликтах и т.п.
Как сообщила "РГ" руководитель Федерального института медиации Цисана Шамликашвили, институт подготовил пакет документов, которые призваны помочь развитию медиации в судах. В частности, предлагается проект концепции интеграции медиации в работу судов, а также методические рекомендации для судей и работников судов и методические рекомендации по созданию служб медиации.
- Результаты обобщения судебной практики показывают, что судейское сообщество стало активнее участвовать в продвижении практики дружественного, основанного на сотрудничестве разрешения споров, - сказала Цисана Шамликашвили. - Сегодня сотрудничество с судами является наиболее значимым элементом в успешной интеграции медиации в систему разрешений споров и общественные отношения в целом.
По ее словам, обращает на себя внимание, что медиация приравнивается к примирительным процедурам, что не в полной мере соответствует сути медиации.
- Медиация позволяет сторонам найти способы выхода из спора, не обязательно предполагающие примирение, а именно удовлетворение их нужд, разумеется при условии ненанесения ущерба интересам другой стороны и третьих лиц, - говорит она. - Это является одним из ключевых преимуществ медиации.