Online-торговля в России вышла за границы мегаполисов
PayPal и Data Insight представили отчет о проникновении электронной коммерции и цифровых платежей за пределами больших городов
Специально к открытию Российского интернет-форума PayPal и Data Insight представили отчет о проникновении электронной коммерции и цифровых платежей за пределами больших городов. Исследование показывает, что c точки зрения адаптации интернет-технологий жизнь в малых городах активизируется.
Исследование развеяло множество популярных мифов о жизни в провинции. В частности, было опровергнуто представление о том, что жители небольших городов предпочитают пользоваться исключительно наличными и не имеют опыта совершения покупок с помощью мобильных устройств.
Исследование основано на общероссийском онлайн-опросе (с использованием
access-панели TNS), проведенном в период с 24 февраля по 5 марта 2015 г.
Объем выборки - 4 тыс. пользователей интернета в возрасте от 18 до 64
лет, в т. ч. 1055 жителей малых городов (до 100 тыс.чел.), поселков и
сельских населенных пунктов. Опрос проводился по квотной выборке с
квотами по полу, возрасту и макрорегиону. Результаты опроса были
дополнительно перевзвешены с учетом таких параметров, как стаж
пользования интернетом и посещение или непосещение ключевых сайтов,
связанных с онлайн-покупками и онлайн-платежами (факт посещения сайта
фиксировался техническими средствами TNS).
Банковские услуги уже прочно вошли в жизнь россиян (у 88% опрошенных пользователей интернета из малых городов есть используемые банковские карты; часто карт несколько, и они выпущены разными банками). При этом согласно полученным результатам жители небольших российских городов имеют ограниченный доступ к традиционным банковским услугам. Так, у каждого пятого опрошенного нет банкомата своего банка в шаговой доступности (менее 1 км), а у каждого десятого респондента расстояние до ближайшего банкомата своего банка составляет более 10 км.
Тем не менее проживающие в таких населенных пунктах посещают банковские офисы примерно с той же частотой, что и в мегаполисах: как минимум дважды в месяц (и примерно 6 раз в месяц пользуются банкоматами).
Сложности с офлайн-доступом к традиционным финансовым инструментам побуждают жителей небольших городов к использованию новых способов оплаты товаров и услуг. Многие россияне активно интересуются электронными платежами и возможностями мобильных финансовых решений.
В 2015 г. доля онлайн-шопинга и электронных платежей продолжает расти. 41% активных интернет-пользователей из небольших городов планировали в ближайшие 12 месяцев начать покупать товары через интернет или делать это чаще, чем раньше, а 49% собирались начать использовать или использовать чаще онлайн-решения для оплаты товаров и услуг.
“В России мы наблюдаем почти уникальную ситуацию: здесь продавца и покупателя могут разделять многие тысячи километров, – отмечает Владимир Малюгин, председатель правления PayPal Россия. – Данные нашего исследования показывают, что жители даже самого небольшого российского города постепенно привыкают к возможности платить онлайн где угодно и когда угодно. Как мы видим, обычно человек начинает с онлайн-пополнения счета мобильного телефона или оплаты интернета, "Одноклассников", коммунальных услуг, затем билетов на поезд или более доступной одежды. Потом выясняется, что в сети выбор намного больше, чем в любых местных магазинах, и в России появляется еще один активный онлайн-покупатель. Это стало очень серьезным трендом, который только укрепляется за счет доступности простых, быстрых и безопасных способов оплаты в сети”.