Пуля не дура: что нового создали тульские оружейники
Оружие, созданное М.Т. Калашниковым, в ХХ веке считалось лучшим в мире. Как дела обстоят сейчас? Если судить по внешнему виду, то западные образцы смотрятся лучше наших. Но влияет ли эстетика оружия на его технические характеристики? В чем мы отстаем от Запада, а в чем опережаем? И каковы тенденции развития стрелкового оружия в XXI веке? Об этом и многом другом корреспонденты "Российской газеты" составили разговор с руководителем уникального Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивного и охотничьего оружия Алексеем Сорокиным.
Ваше КБ было создано через год после окончания Великой Отечественной в качестве головной организации по разработке спортивно-охотничьего оружия. И это показательно. Война завершилась, можно уделить внимание стрелковому спорту и охоте. Однако известно, что Тула веками оружье ковала. И давно не секрет, что в ЦКИБ создано немало уникальных боевых пистолетов, автоматов, пулеметов, винтовок. Ведете ли вы сейчас разработку чего-то совершенно нового?
Алексей Сорокин: Конечно, ведем. Но о деталях, по понятным причинам говорить не могу. Сейчас в оружие все больше внедряются пластик и композиционные материалы. Так вот, наши специалисты проектируют, можно сказать, почти полностью полимерный автомат. Металлическими пока остаются ствол, затвор и затворная рама, остальное все из пластика. Возможно, что появятся такие пластики в самом ближайшем будущем, которые позволят и ствол сделать композитным. Также создаем принципиально новую полуавтоматическую снайперскую винтовку, даже не одну, а целое семейство, с разными габаритами и калибрами. Предварительные тесты позволяют говорить об очень высокой точности стрельбы, прежде всего за счет другой конструкции газового двигателя, не создающего дополнительные напряжения и вибрации на стволе в момент выстрела.
Кстати, когда-то в ЦКИБе была создана самозарядная винтовка с отличной кучностью, при этом по весу она была почти на 1 кг легче СВД.
Идут также работы по созданию пулеметов, в которых мы решаем ряд важных проблем, связанных как с темпом стрельбы, так и с перезарядкой пулемета. Создаем образец без откидной верхней крышки, и с высоким темпом, и очень простой перезарядкой. Ведем и другие темы, но они секретны.
Среди экспертов бытует мнение, что существующие у нас основные калибры автоматического оружия устарели. Необходимо создавать какой-то новый патрон. Так ли это?
Алексей Сорокин: Вообще идея поиска нового калибра для стрелкового оружия будоражит мозг не только отечественным специалистам, но и зарубежным. Иностранцы обсуждают это давно и активно.
Связано это с попытками создать высокоскоростной боеприпас. Если пуля будет вылетать из ствола со скоростью более километра в секунду, то нет необходимости делать поправку прицела на дальности до 500 метров. Естественно, повышается энергетика пули, увеличиваются ее поражающие свойства.
А в чем проблема? Чтобы поднять скорость, надо увеличить давление в канале ствола. То есть логично просто сделать гильзу больше и, соответственно, насыпать в нее больше пороха. А еще, наверное, можно сделать подкалиберную пулю, наподобие противотанкового снаряда. В артиллерии такой подход позволил увеличить скорость снарядов сразу в полтора раза.
Алексей Сорокин: Работы по созданию подкалиберных пуль проводились. Но они не дали ожидаемого результата. Оказалось, что хорошо в больших калибрах, совершенно неэффективно в малых. К тому же подкалиберные пули неустойчивы при полете и не обеспечивают прицельного огня.
Что касается увеличения давления - это как раз реализуемо. Но и тут есть серьезные проблемы. То, что лежит на поверхности - резко растет износ ствола, уменьшается ресурс оружия, снижается его надежность. Да и существующая нарезка уже не обеспечивает устойчивого полета пули на сверхвысоких скоростях. Если значительно поднять скорость, то пуля вообще может вылететь из ствола, даже не начав вращаться, просто нарезы срежут часть оболочки, естественно, точности от такой пули ждать нельзя. Повышение давления может привести и к заклиниванию патронов в патроннике, и к разрушению гильзы. Так что "простой" путь увеличения скорости на деле не так прост. Поэтому идут поиски такого оптимального калибра, который при минимальном повышении давления пороховых газов обеспечит существенный прирост скорости пули. Все крутится вокруг шести миллиметров. Возможно, калибр патрона будущего окажется именно в районе 6 мм.
С другой стороны, нельзя все закрыть одним калибром. Для решения одних задач идеально подходит калибр 4,6 мм, для решения других - 9 мм и даже больше.
Какая, на ваш взгляд, основная тенденция развития стрелкового вооружения для армии?
Алексей Сорокин: Это может показаться странным, но, на мой взгляд, оружие будет не усложняться, а упрощаться. Хотя на различных выставках вооружений представляются довольно сложные системы. Как говорят, навороченные.
Однако четко наметилась тенденция на удешевление и упрощение стрелкового вооружения. Это не значит, что будут ухудшаться технические характеристики или понизится качество оружия. Внедряются новые технологии и новые материалы. Первые шаги делает 3D печать. Не удивлюсь, если скоро появятся полностью пластиковые оружейные системы, в том числе стволы из пластика. Кстати, мы в этом направлении, как я сказал, тоже работаем. Конечно, на первых порах это будет одноразовое оружие. Но оно как раз может оказаться весьма востребованным.
Не секрет, что сегодня во внедрении композиционных материалов в стрелковое оружие и тем более в 3D печати лидирует Запад. Можем ли мы чем-то похвастаться?
Алексей Сорокин: Запад лидирует в серийном производстве стрелкового вооружения, содержащего элементы из пластических материалов. Но все новое - это хорошо забытое старое. Первыми-то были мы. В СССР гораздо раньше, чем в Западной Европе и США, разработали революционные схемы оружейных систем, в том числе с широким применением пластмассы.
Конкретные примеры можно привести?
Алексей Сорокин: Первый в мире пистолет с пластиковой рамкой разработан в Туле, в нашем ЦКИБ, известным конструктором Макаровым. Это было в самом начале 1960-х - более пятидесяти лет назад. "Глок" с пластиковой рамкой появился лет через пятнадцать. Но сегодня именно он считается чуть ли не эталонным.
А что дает пластиковая рамка?
Алексей Сорокин: Повышение технологичности, снижение веса, удешевление всей конструкции. Вообще, получается качественно новое оружие.
Пластиковый ПМ прошел все необходимые испытания и показал существенные преимущества в сравнении с классическим, полностью металлическим пистолетом. Поясню для тех, кто не очень знаком с конструкцией магазинных пистолетов. Пистолетная рамка - это рукоятка, и перед ней та часть пистолета, на которую сверху крепится затвор, ствол, все подвижные части. То есть все, что находится под стволом, сделано из пластика.
На "Глоке" то же самое - верхняя часть металлическая, нижняя пластиковая. И сейчас это основная тенденция в развитии пистолетов.
Скажу больше. В музее ЦКИБ есть пулемет, разработанный в 1970-х годах, с полимерной ствольной коробкой. И сегодня в мире такого сделать никто не решился. А в Туле сделали сорок лет назад! Если выпустить на мировой рынок пулемет с полимерной ствольной коробкой - это будет реальный прорыв.
Так что нельзя сказать, что внедрением полимерных материалов в стрелковое оружие наша страна никогда не занималась. Мы стали делать это первыми.
И почему эти уникальные разработки оказались на музейных полках, а не в Советской армии?
Алексей Сорокин: В том-то и дело, что основным заказчиком стрелкового оружия было министерство обороны. Если что-то, даже совершенно уникальное, не отвечало запросам минобороны, оно отвергалось. А в те годы Вооруженные силы СССР были вполне удовлетворены автоматами и пулеметами, созданными Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Он создал действительно лучшее для своего времени массовое стрелковое оружие - автоматы и пулеметы.
Однако в нашей стране было немало оружейников, которые по своему таланту ни в чем не уступали конструктору.
Минобороны исходило из того, что все системы Калашникова были технологически отлажены, выпускались массовыми сериями. А сами автоматы и пулеметы хорошо зарекомендовали себя в реальных боях по всему миру.
А что в этом плохого? Стрелковые системы АК объективно себя показали с лучшей стороны.
Алексей Сорокин: Это так, и никто заслуг конструктора Калашникова не оспаривает. Но оружейное производство требовало развития. Необходимо было хотя бы в малых сериях запускать в производство и, главное, патентовать наши приоритеты. Если бы в СССР существовал рынок гражданского стрелкового оружия наподобие того, что есть в США, то почти все, что разрабатывалось в ЦКИБ, нашло бы своих потребителей, и сегодня Россия, а не Запад, была бы законодателем моды.
О какой моде, к примеру, можно говорить?
Алексей Сорокин: О том же широком внедрении в оружейные системы различных пластиков, об уровне различных модернизаций. О системе буллпап. Кстати, почему-то считается, что это чисто западная разработка. Вот такие они креативные, что взяли и придумали расположить в автомате спусковой механизм не за магазином, а впереди.
В чем преимущества такой схемы? Она ведет к уменьшению длины стрелкового оружия при сохранении длины ствола. В свою очередь, это позволяет более эффективно и удобно использовать автоматы при стрельбе в замкнутом пространстве или, например, из бойниц бронетранспортеров. Схема буллпап очень удобна для десантников и спецназовцев. Сегодня буллпап - это Запад. А что на самом деле?
Первая компоновка буллпап была разработана в Туле, в нашем ЦКИБ. Не поверите - в середине 1950-х годов. На пару лет раньше западных конкурентов. Военные - главные заказчики - посмотрели на то чудо, ничего в нем не увидели, и революционная разработка отправилась на музейную полку.
В Туле, в ЦКИБ работал настоящий гений стрелкового вооружения Герман Коробов. Кто слышал его фамилию? А ведь именно он предложил и просчитал конструкцию буллпап, он ввел пластик в автоматическое оружие. От его наследия остались только фотографии и отчеты по испытаниям опытных образцов. Все это сегодня рассекречено за давностью лет. И когда я показываю западным оружейникам системы Коробова, они говорят: это невозможно сделать, это просто не будет работать.
То, что мы могли выпускать полвека назад, ни в Западной Европе, ни в США, ни в Израиле, тем более в Китае и в XXI веке сделать пока не смогли. Они даже не представляют, как подступиться к конструкторским задачам, реализованным в Туле десятилетия назад.
Какие еще задачи стоят перед ЦКИБ помимо тех, о которых вы сказали в самом начале?
Алексей Сорокин: Одна из основных задач - обновление всей существующей линейки стрелкового оружия, разработанного и выпускаемого в Туле. Очень серьезное внимание мы уделяем эргономике. Оружие должно быть не только надежным, но и удобным в обращении, по-своему красивым.
Кстати сказать, эргономика очень существенно влияет на качество стрелкового вооружения. Если оружие удобно ложится в руку бойца, если его конструкция позволяет, не ухудшая технических характеристик, обвешивать ствол дополнительным оборудованием, то это все в комплексе играет только на пользу стрелковой системе в целом. Раньше мы этому особого внимания не уделяли. Сейчас все иначе. Мы стали работать с ведущими техническими дизайнерами страны. Уверен, очень скоро отечественные образцы автоматов, пулеметов, пистолетов по внешнему виду и по качеству обработки станут вровень с лучшими бельгийскими, американскими, швейцарскими и немецкими образцами.