Страховщики про ОСАГО: миллионов на автогражданке никогда не наживали

С апреля 2015 года в России увеличилась стоимость ОСАГО и сумма компенсаций при ДТП. Также заработал новый упрощённый порядок выплат за вред здоровью пострадавшим в аварии. Теперь деньги на лечение можно будет получать в страховой компании авансом — сразу после постановки диагноза.


Три года назад нижегородец Артем Кузнецов терпеливо дождался зеленого сигнала светофора, дорогу переезжал на велосипеде. "Почти доехал до конца, почувствовал резкий удар и больше ничего не помню, через три дня очнулся в реанимации", — рассказывает он. Сомнений в том, кто виновник аварии, у правоохранительных органов не возникло. Бюрократические трудности начались позже. Мальчику потребовался год реабилитации: сиделки, лекарства, такси до больницы. Мама Наталья скрупулезно собирала чеки, но выплаты по ОСАГО не покрыли и половины расходов. Часть квитанций суд просто отказался приобщать к делу из-за нечетко пропечатанных цифр. "Судом к выплате присуждено 47 тысяч, плюс они потеряли наши документы, но потом нашли — такая канитель", — рассказывает мать потерпевшего.

История Артема, увы, типичная. Из всех выплат по ОСАГО, лишь один процент приходится на покрытие убытков по причинению вреда здоровью. С апреля ситуация должна в корне измениться. По вступившим в силу нормам, максимальная страховая сумма, положенная потерпевшему, увеличивается со 160 тысяч до полумиллиона рублей. При этом, собирать чеки больше не придется. Страховые агенты рассчитают сумму в зависимости от полученных травм. В 3,5 раза выросла компенсация, которую получат близкие жертвы ДТП. Теперь они положены не только потерявшим кормильца, но и просто близким родственникам.

Михаил Порватов, начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков рассказал, что раньше в случае смерти покрывались только расходы на погребение – до 25 тысяч рублей. В случае травмы человек должен был собирать различные справки, чеки и документы, добавил он. Теперь этого не потребуется, выплаты будут фиксированными, сказал он. "Мы ожидаем существенный рост убытков в связи с причинением вреда жизни и здоровью", — подытожил Порватов.

Платить за все нововведения придется автолюбителям. Главное, за счет чего с 12 апреля подорожало ОСАГО, – это увеличение базового тарифа на 40-60 процентов. В некоторых регионах, например, в Мурманской области и Мордовии, выросли еще и региональные коэффициенты. Где-то, наоборот, они стали ниже, но в итоге все равно подорожало абсолютное большинство полисов.

Больше всех рост тарифов ударит по кошельку потенциально "аварийных" водителей: владельцев дорогих и мощных машин, частых виновников ДТП, а также молодых и начинающих. В российской ассоциации защиты страхователей при этом утверждают, что объективных причин для подорожания полисов нет, цены и так всегда были завышены.

По словам Николая Тюрникова, президента Ассоциации защиты страхователей, по официальной статистике в течение 11 лет действия ОСАГО страховые компании выплачивали около 50 процентов того, что собирали. "При этом, по закону об ОСАГО, страховые компании должны выплатить потерпевшим 80 процентов от собранный суммы", — заявил он. Этот норматив не выполняется в течение 11 лет, что означает — тариф на ОСАГО был всегда завышен, добавил Тюрников.

Страховщики, напротив, уверяют: миллионов на автогражданке никогда не наживали. Больше полусотни регионов, включая Камчатку, Адыгею и Бурятию, для продавцов ОСАГО – убыточные. По словам представителей страховых компаний, увеличение тарифов – единственный шанс держаться на плаву в условиях, когда рубль подешевел относительно мировых валют, а львиная доля автозапчастей – импортные. Независимые эксперты примиряют: платить больше, конечно, неприятно, но не смертельно, если отношения со страховыми станут более цивилизованными.

Игорь Моржаретто, автомобильный обозреватель Вести ФМ, рассказал, что в предыдущие 11 лет было слишком много нареканий и конфликтов. "Не хотелось бы, чтобы это продолжалось дальше", — отметил он. В 2014 году впервые изменился закон об ОСАГО, стали лучше прописаны отношения страховых компаний и автомобилистов, напомнил он. Моржаретто пояснил, если в случае аварии получение выплат будет простым и понятным, то повышение объяснимо.

Несмотря на то, что восторга автолюбителей подорожание явно не вызывает, эксперты успокаивают: в 90-е, когда страховка на машину была редкостью и разбираться было принято на месте, мы не вернемся. К неизбежности покупки ОСАГО россияне за 11 лет привыкли. Летом 2015 года полисы станут электронными и проверить их подлинность сотрудникам ГИБДД не составит труда.

Loading...

Читайте полную версию на сайте