Производителей накажут за отсутствие маркировки на игрушках
Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена
Мизулина в интервью корреспонденту "Известий" Светлане Субботиной
рассказала о необходимости принятия закона об обороте игровой продукции и
о том, как депутаты намерены бороться с засильем некачественных и
небезопасных для детей иностранных игрушек.
— Елена
Борисовна, для чего нужно усовершенствовать законодательство в области
производства и продажи игрушек? Хотите запретить иностранные игрушки?
—
Ничего запрещать мы не собираемся. Задача — отрегулировать на
законодательном уровне важные вопросы, связанные с продажей этой
продукции. Нам пишут о засилье некачественных, небезопасных для ребенка
импортных игрушек, жалуются, что вне закона о защите детей от вредной
информации оказались компьютерные игры. Проблема остается актуальной и, к
сожалению, нерешенной.
Напомню, что экспертная группа при
комитете начала работу над законопроектом "О внесении изменений в
федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" и отдельные
законодательные акты РФ в целях обеспечения прав и законных интересов
ребенка при обороте детской игровой продукции", который сможет
регулировать оборот детской игровой продукции, еще в июне 2009 года.
Сейчас
Координационный совет при президенте по реализации Национальной
стратегии действий в интересах детей вплотную подошел к теме обеспечения
благоприятной информационной среды для подрастающего поколения, которая
бы позволяла воспитывать ребенка в соответствии с традиционной
российской культурой. Поэтому мы вернулись к работе над поправками, и
надеюсь, что в скором времени сможем вынести их на обсуждение.
— Какие основные предложения содержатся в этом законопроекте?
— Законопроектом регулируется оборот детской игровой продукции, к которой
в
соответствии с этим проектом закона относятся не только игрушки, но и
детские игры, игровые сооружения и площадки, например, во дворах и
детсадах. Дается подробная возрастная классификация такой продукции,
соответствующая международным стандартам.
Предполагается, что
производители и распространители детской продукции должны будут
проводить возрастную классификацию по следующим категориям: "0
месяцев+", "3 месяца+", "6 месяцев+", "9 месяцев+", "12 месяцев+", "18
месяцев+", "2 года+", "3 года+", "6 лет+", "12 лет+", "14 лет+".
—
Но сейчас тоже на играх и игрушках пишут возрастную маркировку —
рекомендуется для детей до 3 или до 5 лет. В чем будет отличие новой
маркировки от этой?
— Сейчас ситуация такова, что
маркировка ставится по желанию и усмотрению производителя или
распространителя. Законопроектом предполагается, что такая маркировка
будет обязательной. А за оборот игровой продукции без возрастной
маркировки будет введена административная ответственность. Вопрос же о
размере штрафов за нарушение законодательства необходимо дополнительно
обсуждать с экспертным сообществом.
— На какой орган государственной власти будут возложены полномочия по контролю за исполнением нормы о возрастной классификации?
—
Какое ведомство будет контролировать ситуацию в этой сфере, определит
правительство. Вероятно, таким надзорным органом будет Минпромторг.
Скорее
всего, именно Минпромторг будет заниматься техническими регламентами.
Что касается маркировки, то я сторонник того, чтобы все нюансы,
касающиеся возрастной классификации, максимально четко были прописаны в
законе.
— Что будет происходить при возникновении
спорной ситуации? Когда, например, неправильно обозначен возраст
ребенка, которому можно дать такую игрушку?
—
Распространитель или производитель детской игровой продукции наносит
знак возрастной классификации самостоятельно. Если возрастная категория
производителем или распространителем определена неверно — например,
поступило обращение от гражданина, который не согласен с отнесением
игрушки к данной возрастной категории, — то надзирающий орган, в данном
случае Минпромторг, выносит представление об устранении нарушения и
отправляет продукцию на экспертизу. На основании экспертного заключения,
если маркировка признана ошибочной, дело передается в суд, где
принимается решение об административном наказании.
— Кроме маркировки, какие еще изменения в законодательстве ожидаются?
—
Устанавливаются требования ко всей продукции, предназначенной для
детей, в том числе к детским сооружениям, площадкам, центрам. Вводится
статус "Детская национальная игрушка": она не только должна быть
выпущена российским производителем, но и создана на основе
историко-культурных традиций народов России. Мы будем поощрять и
поддерживать российского производителя.
Кроме того,
значительное место в законопроекте занимает вопрос защиты детей от
игрушек, которые потенциально способны нанести ребенку вред — как
физический, так и необратимо повлиять на психическое,
душевно-нравственное здоровье. Необходима разработка обновленного
технического регламента, который устанавливает показатели химической,
биологической, механической, пожарной, электрической безопасности для
детей.
— Почему вдруг комитет по защите семьи, женщин и детей обратился к игрушкам?
—
Большинство экспертов едины во мнении, что все эти вопросы, безусловно,
должны регулироваться федеральным законом. Игрушка — то, что формирует
личность ребенка. Это неотъемлемая часть его жизни. При этом в
российских законах до сих пор отсутствует понятие "игровая среда". В
результате чиновники, которые обязаны обеспечивать эту игровую среду как
часть жизни ребенка, например, в детских садах, понятия не имеют, какие
требования предъявлять.
— А как это коснется компьютерных игр? Какие требования предъявляются к ним? Должны ли они маркироваться?
—
Безусловно, компьютерные игры также являются частью детской игровой
продукции, поэтому для них тоже должна существовать возрастная
классификация. Предполагается, что вся детская продукция, как я уже
упоминала, будет иметь маркировку: "0 месяцев+", "3 месяца+"... и так
далее до 14 лет. В случае с компьютерными играми маркировка, очевидно,
должна быть расширена до "16+" и "18+". Этот вопрос наряду с остальными
положениями нашей законодательной инициативы мы планируем выносить на
публичное обсуждение с экспертным сообществом. Многое изменилось с 2009
года, когда экспертная группа начала работу над этим законопроектом,
поэтому он претерпит ряд необходимых изменений: за 5 лет поменялись
реалии и технические регламенты, необходимо тщательно изучить
существующие на сегодняшний день утвержденные стандарты ЕАЭС и СНГ.
— Не могу не спросить о ситуации в "Детском мире", где были выставлены фигурки солдат и офицеров в форме фашистской Германии с нацистской символикой. Как к этому относиться? И должны ли подобные прецеденты регулироваться на уровне закона о детской продукции?
—
Факт продажи игрушек с нацистской символикой, конечно, сам по себе
возмутительный. Очень надеюсь, что это не сознательная провокация в
преддверии 70-летия Великой Победы. Я склонна думать, что ситуация
связана исключительно с достижением бизнес-целей, когда получение
прибыли первично, а на всё остальное глаза закрываются. Думаю, следствие
разберется, есть ли здесь признаки уголовно наказуемого деяния.
Если мы говорим об обязательных требованиях к безопасности здоровья ребенка, то учитываем несколько составляющих — физическую, психологическую, социальную, духовно-нравственную и эстетическую. В данном случае мы имеем дело с очень тонкими гранями. Нацистская символика совершенно однозначно воспринимается россиянами (и не только ими) как пропаганда. Кроме того, речь о продукции, предназначенной для детей. Дети могут воспринять такую игрушку как норму, что абсолютно недопустимо.