Производителей накажут за отсутствие маркировки на игрушках

Депутат Госдумы Елена Мизулина — о новых поправках в закон «Об основных гарантиях прав ребенка»

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина в интервью корреспонденту "Известий" Светлане Субботиной рассказала о необходимости принятия закона об обороте игровой продукции и о том, как депутаты намерены бороться с засильем некачественных и небезопасных для детей иностранных игрушек.

— Елена Борисовна, для чего нужно усовершенствовать законодательство в области производства и продажи игрушек? Хотите запретить иностранные игрушки?

— Ничего запрещать мы не собираемся. Задача — отрегулировать на законодательном уровне важные вопросы, связанные с продажей этой продукции. Нам пишут о засилье некачественных, небезопасных для ребенка импортных игрушек, жалуются, что вне закона о защите детей от вредной информации оказались компьютерные игры. Проблема остается актуальной и, к сожалению, нерешенной.

Напомню, что экспертная группа при комитете начала работу над законопроектом "О внесении изменений в федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка" и отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения прав и законных интересов ребенка при обороте детской игровой продукции", который сможет регулировать оборот детской игровой продукции, еще в июне 2009 года.

Сейчас Координационный совет при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей вплотную подошел к теме обеспечения благоприятной информационной среды для подрастающего поколения, которая бы позволяла воспитывать ребенка в соответствии с традиционной российской культурой. Поэтому мы вернулись к работе над поправками, и надеюсь, что в скором времени сможем вынести их на обсуждение.

— Какие основные предложения содержатся в этом законопроекте?

— Законопроектом регулируется оборот детской игровой продукции, к которой 
в соответствии с этим проектом закона относятся не только игрушки, но и детские игры, игровые сооружения и площадки, например, во дворах и детсадах. Дается подробная возрастная классификация такой продукции, соответствующая международным стандартам.

Предполагается, что производители и распространители детской продукции должны будут проводить возрастную классификацию по следующим категориям: "0 месяцев+", "3 месяца+", "6 месяцев+", "9 месяцев+", "12 месяцев+", "18 месяцев+", "2 года+", "3 года+", "6 лет+", "12 лет+", "14 лет+".

— Но сейчас тоже на играх и игрушках пишут возрастную маркировку — рекомендуется для детей до 3 или до 5 лет. В чем будет отличие новой маркировки от этой?

— Сейчас ситуация такова, что маркировка ставится по желанию и усмотрению производителя или распространителя. Законопроектом предполагается, что такая маркировка будет обязательной. А за оборот игровой продукции без возрастной маркировки будет введена административная ответственность. Вопрос же о размере штрафов за нарушение законодательства необходимо дополнительно обсуждать с экспертным сообществом.

— На какой орган государственной власти будут возложены полномочия по контролю за исполнением нормы о возрастной классификации?

— Какое ведомство будет контролировать ситуацию в этой сфере, определит правительство. Вероятно, таким надзорным органом будет Минпромторг.

Скорее всего, именно Минпромторг будет заниматься техническими регламентами. Что касается маркировки, то я сторонник того, чтобы все нюансы, касающиеся возрастной классификации, максимально четко были прописаны в законе.

— Что будет происходить при возникновении спорной ситуации? Когда, например, неправильно обозначен возраст ребенка, которому можно дать такую игрушку?

— Распространитель или производитель детской игровой продукции наносит знак возрастной классификации самостоятельно. Если возрастная категория производителем или распространителем определена неверно — например, поступило обращение от гражданина, который не согласен с отнесением игрушки к данной возрастной категории, — то надзирающий орган, в данном случае Минпромторг, выносит представление об устранении нарушения и отправляет продукцию на экспертизу. На основании экспертного заключения, если маркировка признана ошибочной, дело передается в суд, где принимается решение об административном наказании.

— Кроме маркировки, какие еще изменения в законодательстве ожидаются?

— Устанавливаются требования ко всей продукции, предназначенной для детей, в том числе к детским сооружениям, площадкам, центрам. Вводится статус "Детская национальная игрушка": она не только должна быть выпущена российским производителем, но и создана на основе историко-культурных традиций народов России. Мы будем поощрять и поддерживать российского производителя.

Кроме того, значительное место в законопроекте занимает вопрос защиты детей от игрушек, которые потенциально способны нанести ребенку вред — как физический, так и необратимо повлиять на психическое, душевно-нравственное здоровье. Необходима разработка обновленного технического регламента, который устанавливает показатели химической, биологической, механической, пожарной, электрической безопасности для детей.

— Почему вдруг комитет по защите семьи, женщин и детей обратился к игрушкам?

— Большинство экспертов едины во мнении, что все эти вопросы, безусловно, должны регулироваться федеральным законом. Игрушка — то, что формирует личность ребенка. Это неотъемлемая часть его жизни. При этом в российских законах до сих пор отсутствует понятие "игровая среда". В результате чиновники, которые обязаны обеспечивать эту игровую среду как часть жизни ребенка, например, в детских садах, понятия не имеют, какие требования предъявлять.

— А как это коснется компьютерных игр? Какие требования предъявляются к ним? Должны ли они маркироваться?

— Безусловно, компьютерные игры также являются частью детской игровой продукции, поэтому для них тоже должна существовать возрастная классификация. Предполагается, что вся детская продукция, как я уже упоминала, будет иметь маркировку: "0 месяцев+", "3 месяца+"... и так далее до 14 лет. В случае с компьютерными играми маркировка, очевидно, должна быть расширена до "16+" и "18+". Этот вопрос наряду с остальными положениями нашей законодательной инициативы мы планируем выносить на публичное обсуждение с экспертным сообществом. Многое изменилось с 2009 года, когда экспертная группа начала работу над этим законопроектом, поэтому он претерпит ряд необходимых изменений: за 5 лет поменялись реалии и технические регламенты, необходимо тщательно изучить существующие на сегодняшний день утвержденные стандарты ЕАЭС и СНГ.

— Не могу не спросить о ситуации в "Детском мире", где были выставлены фигурки солдат и офицеров в форме фашистской Германии с нацистской символикой. Как к этому относиться? И должны ли подобные прецеденты регулироваться на уровне закона о детской продукции?


— Факт продажи игрушек с нацистской символикой, конечно, сам по себе возмутительный. Очень надеюсь, что это не сознательная провокация в преддверии 70-летия Великой Победы. Я склонна думать, что ситуация связана исключительно с достижением бизнес-целей, когда получение прибыли первично, а на всё остальное глаза закрываются. Думаю, следствие разберется, есть ли здесь признаки уголовно наказуемого деяния.

Если мы говорим об обязательных требованиях к безопасности здоровья ребенка, то учитываем несколько составляющих — физическую, психологическую, социальную, духовно-нравственную и эстетическую. В данном случае мы имеем дело с очень тонкими гранями. Нацистская символика совершенно однозначно воспринимается россиянами (и не только ими) как пропаганда. Кроме того, речь о продукции, предназначенной для детей. Дети могут воспринять такую игрушку как норму, что абсолютно недопустимо.

Читайте полную версию на сайте