Санкции за езду без ОСАГО предлагают смягчить

Санкции за езду без ОСАГО предлагают смягчить: законодатели считают сегодняшние меры против водителей, не имеющих обязательной страховки или просрочивших ее, чрезмерными

Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов (все — ЛДПР) готовят проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Изменения касаются снижения штрафов по ст. 12.37 КоАП "Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ТС)".

На сегодня по ч. 1 ст. 12.37 КоАП за управление ТС в не предусмотренный страховым полисом ОСАГО период на водителя накладывается штраф в размере 500 рублей. Законодатели же предлагают в данном случае изменить денежный штраф на такое административное воздействие, как предупреждение. Сама ч. 1 ст. 12.37 в основном используется сегодня в отношении водителей, которые позволили себе первичную езду без ОСАГО или езду за рулем при ОСАГО, просроченном на несколько дней.

Ч. 2 ст. 12.37 КоАП уже касается злостных нарушителей правил ОСАГО, многие из которых фактически игнорируют обязательную страховку. Так, за неисполнение владельцем ТС установленной законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление ТС, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, грозит административный штраф в размере 800 рублей. Законодатели же предлагают снизить штраф в данном случае до 500 рублей.

Депутат Игорь Лебедев считает, что при повышающихся тарифах на ОСАГО, случаях массовых фальсификаций административных протоколов и введении практики платной парковки многие водители в последние месяцы оказались под неожиданным для них финансовым бременем.

— Тяжелое положение, в котором оказывается сегодня российский автовладелец, — это результат целого комплекса действий со стороны желающих заработать профильных инстанций. Сюда относятся и недавняя массовая акция липовых штрафов МАДИ, и поведение эвакуаторщиков, и неподъемные для многих тарифы парковки, и непомерные запросы страховщиков, притом что даже по повышенной цене полис ОСАГО получить не так-то просто. Навязывание услуг и просто отказ в полисе страховыми компаниями сегодня — обычное дело, — рассказал Лебедев. — На готовящемся заседании СПЧ, темой которого станет защита прав автомобилистов, ЛДПР непременно дополнительно акцентирует внимание на бесстыдных акциях страховщиков с грабительскими ценами на ОСАГО и предложит варианты облегчения нагрузки на водителей.

Кроме того, законодатели готовят поправки в ФЗ "Об ОСАГО", которые предлагают закрепить за владельцем ТС, имеющего полис ОСАГО, право его передачи вместе со свидетельством о регистрации ТС другому водителю. При этом стоимость полиса не будет меняться.

Соавтор законопроекта Ярослав Нилов опасается, что в России может сложиться практика, когда водители будут намеренно отказываться от реальных полисов ОСАГО, заменяя их подделками или вовсе отказываться от какого-либо оформления.

— Такая реакция сама напрашивается в свете создавшейся вокруг полисов ОСАГО ситуации. Подорожание страховки, невозможность ее приобретения и навязывание допуслуг вкупе с беспределом эвакуационных служб и ситуацией с платной парковкой сильно бьют по автовладельцам, и не исключено, что большинство из них будет вынуждено не оформлять легальный ОСАГО и соглашаться на штрафы, — сказал Нилов. — А вынужденное правонарушение не должно караться так же, как совершенное по халатности или неуважению к законам своей страны. Поэтому мы предлагаем снизить существующие штрафные санкции. Кроме этого, мы предлагаем закрепить в законе об ОСАГО за владельцем ТС право его передачи вместе со свидетельством о регистрации любому водителю, которому он доверяет.

Координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает неоправданным снижение штрафов за просроченные полисы ОСАГО или отказ от их оформления в принципе. При этом целесообразным он считает отказаться от штрафов в отношении водителей, забывших дома полис ОСАГО, при его фактическом наличии.

— Я считаю, что не взимать штраф нужно только с водителя, который имеет в наличии полис ОСАГО, но забыл его дома. В этом случае нарушения по факту нет, а сотрудники автоинспекции, пользуясь выданными им служебными планшетами, могут проверить наличие полиса обязательной страховки у того или иного водителя, — сказал Шкуматов. — Что же касается просроченного или не оформленного полиса, то здесь, я думаю, нужно оставить всё как есть и бороться не с размером штрафа, а с необоснованным и самовольным повышением тарифов Центробанком РФ.

Председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин считает, что законодателям стоит добиваться от исполнительной власти пересмотра основной проблемы — повышения тарифов ОСАГО Центробанком РФ, а не пытаться компенсировать новые тарифы снижением штрафов.

— Этот прием, к сожалению, не решит основной проблемы. Непонятно, по какому принципу ЦБ РФ отдали право тарификации ОСАГО и по какому праву тарифы на государственную обязательную услугу утверждаются не федеральным законом, а каким-то распоряжением. Думаю, автовладельцам больше поможет, если парламентарии попытаются добиться адекватного ответа от властей именно на эти вопросы.

Читайте полную версию на сайте