Как торговые сети "давят" маленькие алтайские магазины
Судьба малого бизнеса, в том числе в сфере торговли, продолжает оставаться под угрозой. Для сельских районов мелкие торговые заведения - это нередко еще и возможность сбыта продукции местными производителями. А выдержат ли в Алтайском крае маленькие магазинчики напора крупных торговых сетей - это попытался выяснить корреспондент ИА "Амител" Евгений Берсенев.
Будущее малого бизнеса и среднего в торговле под большим
вопросом. Ценовая политика крупных торговых сетей грозит похоронить мелкие и
средние торговые предприятия. Почему торговые сети могут позволить себе
проводить иную ценовую политику, нежели магазины, так называемой, "шаговой доступности"?
Для начала небольшой пример.
Скажем, стоимость яиц в небольшом магазинчике "Марка" на улице Юрина составила 49,9 и 54,9 руб (в зависимости от категории). Буханка белого хлеба "Барнаульский" стоит 28,3 руб., буханка того же "Барнаульского"в нарезке – 29,4 руб. (Цены действительны на момент написания материала). Килограмм яблок "Медовых" стоит 152,5 руб.
В супермаркете "Мария-Ра", расположенном на улице Э.Алексеевой яйца чуть дешевле – 49,5 руб. Буханка белого хлеба "Русский" - 28 руб (аналогичен "Барнаульскому") – цена одинаковая для буханки целой и в нарезке. Килограмм яблок "Медовых" стоит уже 129 рублей.
Супермаркет "Сибириада" на Г.Исакова имеет возможность
сбросить стоимость яиц до 45,9 и 51,4 руб. А вот магазин шаговой доступности
"Мир продуктов" на улице Юрина вынужден продавать яйца по цене 51 и 57 рублей,
а буханка белого "Барнаульского" хлеба там стоит 29,5 руб.
Прокомментировать ценовую разницу, и будет ли она сохраняться дальше, мы попросили члена правления Алтайского союза предпринимателей Татьяну Ларину.
- Конечно, крупные торговые сети оттягивают покупателя у маленьких магазинчиков – сказала она. – И дело тут не только в ценах, их разнице. Крупные магазины имеют больше возможностей для минимизации налогообложения и расширения ассортимента, что конечно, привлекает городского покупателя. Впрочем, уже не только городского – сейчас, когда ведется активная экспансия торговых сетей в сельскую местность, тамошние магазинчики постепенно ликвидируются. У маленьких торговых предприятий растут затраты и, соответственно, растут цены на товары. Между тем, в разумной торговой политике у каждого торгового предприятия должно быть свое место. Маленькие магазины могли бы жить, если бы для них предоставлялись налоговые возможности – скажем, послабления в налоге на зарплату и едином налоге на вмененный доход. Государство должно быть заинтересовано в сохранении таких магазинчиков – они позволяют сохранять нашей торговой системе гибкость. Скажем, небольшие торговые заведения в тех же селах могут себе позволить работать с небольшими производственными предприятиями – приобретать их продукцию. Не секрет, что мелким производителям непросто зайти в крупные торговые сети по ряду причин. А вот магазинчики могут работать с ними.
Немаловажен здесь и кадровый вопрос. Скажем, в кризисной ситуации сегодня владельцы торговых сетей просто отдают распоряжение о сокращении персонала. В мелких магазинах такого почти не наблюдается – помимо того, что там дорожат каждым человеком, там еще и подчас некого сокращать, поскольку штат изначально сформирован оптимально, лишних людей там нет.
Я лично люблю делать покупки в маленьких магазинах – там
индивидуальный подход к покупателю, там на прилавке сконцентрировано самое
необходимое. Не секрет, что многим людям с дефицитом свободного времени,
проблематично ходить по продуктовым супермаркетам, в то время как в небольшом
магазине можно купить самое необходимое. В то же время в супермаркете гораздо
больше времени уходит на выбор, просмотр товаров, чем на их покупку. Экономия
времени – это не высокие слова. И продолжение процесса умирания маленьких магазинчиков
не несет ничего хорошего нашей торговле, лишает ее необходимой для развития
динамики.
- Судьба мелких торговых предприятий у нас под большим вопросом – сделал вывод в беседе с корреспондентом ИА "Амител" собственник одного из магазинов шаговой доступности. – Скажем, в мегаполисах эти магазины получают возможность выжить за счет того, что работают с поставщиками товаров по всей стране. Многие производители хотят попасть на столичный рынок, но не у многих есть возможность попасть в "Ашан", "Перекресток", "Магнолию" и другие сети. И часто владельцы предприятий по производству продуктов питания открывают мелкие магазины в мегаполисах. У нас с этим сложнее, поскольку сельские производители часто не имеют возможностей для открытия собственных магазинов в городах. Не у всех ситуация складывается столь удачно, как у заринских молочников, торгующих продукцией под маркой "Белый замок ". Но даже "Белый замок" не только имеет свои торговые точки в городах, они поставляют свою продукцию в крупные торговые сети.
А приход крупных торговых сетей в сельской местности иногда
ставит под удар местное аграрное производство, поскольку лишает его возможности
для реализации своей продукции в небольшие магазины. Происходит вообще
нарушение сложившейся связки между производством и торговлей. Возможно, спустя
некоторое время в сельской местности будет найден баланс между небольшими
магазинами и торговыми сетями, но пока предпосылок для этого не видно. А ведь
известно, что восстанавливать всегда тяжелее, чем разрушать.
Уверен, рано или поздно встанет вопрос о восстановлении мелких торговых предприятий на селе. Главное – чтобы к тому времени было что восстанавливать…