Автомобили вновь становятся непозволительной роскошью
Что может стать основной причиной покупки автомобиля? Со времен перестройки мнение наших соотечественников по этому вопросу изменилось. Так, хотя возможность съездить куда-либо на выходные или в отпуск по-прежнему остаётся одним из главных стимулов, об этом говорят уже вдвое реже: с 68% в 1989 г. до 33% в 2015 г. Также меньше стало тех, для кого главным фактором является экономия сил и времени при поездке в магазин за продуктами (с 42% до 32%, соответственно). В настоящее время не играет такой роли и расширение дачного строительства: если в 1989 г. это являлось весомым доводом в пользу покупки машины для 29% респондентов, то в 2015 г. – только для 11%.
Напротив, за четверть века возросла значимость такого фактора, как сокращение времени поездки на работу и обратно (с 21% до 33%). Требования времени, стремление соответствовать определенным жизненным стандартам сегодня влияют на решение о покупке куда сильнее, чем раньше (20% в 2015 г. против 4% в 1989 г.). О том, что владение автомобилем повышает статус человека в глазах окружающих, по-прежнему говорят около 10% (13% в 1989 г. и 11% в 2015 г.), также, как и о возможности подработать частным извозом (9% и 10%, соответственно). Для семьи скорее хотели бы приобрести легковой автомобиль (31%) или же большой универсальный автомобиль (27%).
Главной причиной отказа от покупки сегодня, как и 26 лет назад является отсутствие финансовых возможностей, нежелание влезать в долги – в этом признались 39% опрошенных (в 1989 г. и в 2015 г.). Каждого десятого (11%) "отпугивают" дорожные пробки, а 7% не хотели бы иметь проблем с поиском парковочного места. При этом техническая сторона вопроса сегодня беспокоит заметно меньше: трудности ремонта заставляют отказаться от мысли об авто 6% (с 12% в 1989 г.). Несоответствие технических характеристик стоимости раньше отмечали 12% участников опроса, а в наше время – 4%.
По мнению двух третей наших сограждан (64%), автовладельцы "страдают" в первую очередь из-за постоянных трат на поддержание машины в рабочем состоянии (для сравнения, в 1989 г. так считали 70%). Другие упоминают о необходимости самостоятельного ремонта в случае недоступности или высокой стоимости сервиса (18% в 2015 г. против 32% в 1989 г.), невозможности пользоваться личным транспортным средством круглый год из-за плохого качества дорог (16%) и др.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 14-15 марта 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.