Мобильный гид по памятникам России обойдется в 14 млн рублей
К концу 2015 года Министерство культуры РФ разработает приложение для
смартфонов на iOS, Android и Windows Phone для поиска
достопримечательностей по всей России. Сервис под названием "Культурное
наследие" будет использовать технологию геолокации: открыв карту,
пользователь сможет увидеть, какие достопримечательности находятся
рядом. В будущем виртуальный архив будет содержать информацию о примерно
10 тыс. культурных объектов, а также фото, видео и виртуальные туры по
интерьерам зданий.
—
Проект рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителя живой интерес к
культурному наследию России. Он должен стать вполне самодостаточным
продуктом, который не только познакомит зрителя с объектами, но и
простимулирует зрителя к посещению этих памятников культуры, — надеются в
министерстве.
На
создание мобильного приложения объявлен конкурс. Подрядчик получит за
программное обеспечение около 14 млн рублей. Он должен будет внести в
базу данных информацию о шести памятниках истории и культуры, которая
станет эталонной для последующего развития проекта. На пополнение
приложения информацией о культурных памятниках по всей стране будет
объявлен отдельный тендер.
— Видимо,
Минкультуры хочет объединить весь контент, который у него есть, —
информацию о государственных музеях, достопримечательностях, памятниках.
Может получиться очень интересный информационный проект, рассказывающий
обо всем — вплоть до усадеб писателей в разных городах. В случае
грамотной маркетинговой политики его удастся сделать популярным, —
считает эксперт в области IT Антон Коробков-Землянский.
Приложение будет бесплатным. Зарегистрированные
пользователи смогут добавлять в базу данных новые
достопримечательности, а также загружать свои фото и видео. С помощью
приложения пользователи смогут отмечаться на страницах культурных
объектов, оценивать их по пятибалльной шкале, оставлять комментарии, а
также делиться информацией в социальных сетях. Приложение также позволит
пользователям выстраивать маршруты к памятникам истории и культуры.
На
первом этапе проекта подрядчик обязан подготовить необходимую
информацию: текст, фото памятников и мини-фильмы об объектах с
закадровым текстом, который прочитают профессиональные артисты. Также
создатели приложения должны будут провести интервью с известными
деятелями культуры, которые поделятся своими впечатлениями о
достопримечательности. Фильмы на русском языке будут сопровождаться
субтитрами на английском, их можно будет посмотреть прямо в приложении.
Согласно
техзаданию, структура фильмов "должна быть многообразна" и включать как
натурные, так и интерьерные съемки. К фильмам должна быть подобрана
симфоническая музыка "с элементами вокала", чтобы "усилить положительный эффект" от просмотра.
Как
сообщили в Министерстве культуры, в будущем в программу будут внесены
все памятники истории и культуры из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, а
также основные памятники истории и культуры исторических городов. В
первую очередь в проект включат исторический
центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников,
архитектурный ансамбль Кижского погоста, Московский Кремль и Красную
площадь, исторические памятники Новгорода и его окрестностей,
исторический ансамбль Соловецких островов, белокаменные памятники
Владимира и Суздаля, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, Казанский кремль, ансамбль Новодевичьего монастыря, исторический центр Ярославля.
Эксперты,
опрошенные "Известиями", восприняли новинку со скепсисом. По их мнению,
инициатива Минкультуры дублирует уже существующие популярные мобильные
приложения, а в целом государственные инициативы в IT-сфере редко имеют
успех.
Исключениями
стали некоторые проекты Московской мэрии. Среди них специалисты
выделили "Парковки Москвы" для поиска парковочного места, "Москва пешеходная" — интерактивный гид по столице и "Активный гражданин" для оперативного решения городских проблем.
— Нужно понимать,
что приложения для смартфонов, которые создают какие-то государственные
органы, обычно бывают узконаправленными и прикладными — вроде
приложения для записи на прием к врачу. Естественно, они не могут быть
столь же успешными, как развлекательные приложения и игры, — говорит
Антон Коробков-Землянский.
По мнению эксперта, в сфере геотаргетинга (метод
выдачи содержимого, соответствующего географическому положению
пользователя) конкуренцию новому приложению Минкультуры составят Foursquare, "Гудволк", "Яндекс.Город" и приложение журнала "Афиша".
Министерство культуры ранее объявляло о создании мобильных приложений "Гид по Крыму", "Национальная электронная библиотека" и "Виртуальный музей архитектуры", но пока проекты находятся в разработке.
Также
ведомство косвенно участвовало в создании туристического мобильного
приложения. В 2014 году при информационной поддержке Федерального
агентства по туризму (входит в Минкультуры) московская компания Appreal LCC выпустила программу для iOS "TopTripTip
— Путешествие по России". Она содержит фото, аудио- и видеоданные о
достопримечательностях, музеях, природных и культурных объектах в более
чем 50 регионах страны. По мнению экспертов, приложение имело успех
из-за того, что разрабатывалось частной компанией, преследующей
коммерческие цели.
— Провал
государственных инициатив в сфере мобильных устройств — это комплексная
проблема, потому что государственный заказчик привык решать собственные
задачи, у него нет внятного понимания IT-рынка. Есть правило: из 10
стартапов выстреливает один. Сфера высоких технологий — довольно
конкурентная среда, в которой государственный заказчик ориентируется с трудом, — говорит Коробков-Землянский.
—
Всё, что происходит в российской IT-сфере, — это каменный век, и
рассчитывать на то, что к нам прилетят инопланетяне и подарят какую-то
технологию, наивно, — считает независимый интернет-эксперт Антон
Меркуров. — У нас не может получиться всё с первого раза. Но опыт
накапливается, а значит, получится позже.