Минтруда предложило механизм формирования пенсии досрочников
Министерство труда и социальной защиты подготовило законопроект, касающийся пенсионного обеспечения так называемых досрочников — граждан, трудящихся на вредных производствах и в связи с этим имеющих право выйти на пенсию раньше общеустановленных сроков. Согласно проекту, предусмотренные в нем нормы вступят в силу уже с 2015 года.
Сейчас институт досрочных пенсий является частью госсистемы пенсионного обеспечения. До 1 января 2013 года работодатели уплачивали за досрочников такие же страховые взносы, как и все (30% от заработной платы). В рамках пенсионной реформы введены повышенные взносы для предприятий с вредными либо тяжелыми условиями труда, и кроме общих 30% работодатели сейчас должны платить за досрочников дополнительно от 4 до 8% в зависимости от вида их деятельности.
Согласно законопроекту Минтруда (копия есть у "Известий"), работодатели будут освобождены от уплаты этих допвзносов, если примут участие в программе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения своих работников. Для этого необходимо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом. По этому договору работодатель будет из своих средств отчислять в НПФ взносы за досрочников (помимо обязательных взносов в размере 30%). Размер взносов устанавливается договором с НПФ, но не может быть меньше 2% от зарплаты для предприятий, условия труда на которых отнесены к вредному классу, и 4% — если к опасному классу. НПФ, в свою очередь, обязуются платить гражданам, в пользу которых заключен договор, пенсию с того момента, как они досрочно уйдут на заслуженный отдых и до момента достижения ими общеустановленного пенсионного возраста (для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет).
Основной целью законопроекта, говорится в пояснительной записке к нему, является повышение размера общего уровня пенсионного обеспечения работников, занятых в особых (вредных и опасных) условиях труда.
Согласно законопроекту, досрочники смогут за свой счет вносить дополнительные взносы в рамках действующей на предприятии программы. Эти дополнительные взносы тоже регламентированы законопроектом: для работников, трудящихся на подземных работах и в горячих цехах, взнос составит 4% от заработка, для других вредных производств (это работа в летном составе гражданской авиации, в качестве рабочих и мастеров на лесозаготовках, в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на городским регулярных маршрутах и проч.) — 2% от заработка.
Более того, если сотрудник делает дополнительные взносы за свой счет (см. абзац выше), то он получит право на господдержку — софинансирование уплаченных им взносов за счет бюджетных средств. Если стаж его работы на вредном производстве превысил установленный законом срок, необходимый для досрочного выхода на пенсию (например, на подземных работах и в горячих цехах: не менее 20 лет — у мужчин и 15 лет — у женщин), то на каждый внесенный гражданином рубль государство добавит еще один. Тем, у кого стаж меньше, на каждый рубль государство добавит четыре.
Правда, в проекте оговаривается, что правительством будет установлен предельный размер ежегодного взноса, который может быть направлен на софинансирование досрочной пенсии одного работника. Кроме того, такая господдержка может осуществляться не более 10 лет.
Реализация мер предусмотрена поэтапно.
Первый этап реализации этого проекта (с 2015 года) затронет только работников, полностью отработавших установленный законом стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию. Для них досрочная негосударственная пенсия станет прибавкой к досрочной страховой пенсии по старости. На втором этапе (с 2016 года) право на вступление в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения получат все остальные категории работников, условия труда которых признаны вредными или опасными.
— Мы предлагаем предоставить право работнику и работодателю — а это будет их совместное решение — при уплате тарифов в НПФ освобождаться от уплаты дополнительных тарифов в Пенсионный фонд России. Это позволит гражданину формировать досрочную пенсию в рамках корпоративной пенсионной системы, — указал директор департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игнат Игнатьев.
Советник объединения работодателей "Желдортранс" Вячеслав Батаев подчеркнул, что внедрение системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения учитывает интересы всех сторон социального партнерства — государства, работодателей и работников.
— Государство передает досрочные пенсии в зону ответственности работодателей. Работник получает государственное софинансирование и возможность передавать накопления по наследству. Для работодателя, с одной стороны, снижается нагрузка на финансирование им досрочных пенсий, а значит, высвобождаются средства на развитие других социальных программ. С другой стороны, предприятие получает прозрачную систему финансирования пенсий именно своих работников, которую впоследствии может надстроить с учетом стоящих кадровых задач, — указал Батаев.
Для пенсионного рынка, говорит заместитель исполнительного директора НПФ "Благосостояние" Иван Волков, данная система может стать долгожданным и существенным стимулом к развитию корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения с потенциальным охватом более 3 млн участников.
— Согласно проведенным расчетам, предлагаемые изменения позволят достичь в досрочный период суммарного коэффициента замещения пенсией утраченного заработка в размере около 40%, — указал Волков. Сейчас этот коэффициент порядка 35–37%, показатель должен вырасти до 40% в силу Конвенции МОТ, ратифицированной Россией.