Производители табака вновь поднимают цены
Первая
волна повышения максимальных розничных цен (МРЦ, обычно по этим ценам
табачные изделия и продаются в рознице) на сигареты прошла в январе —
декларировался рост на 8–9 рублей. Подорожание связывали с ростом
акцизов, цены выросли на все табачные изделия. Теперь корректировка МРЦ
была менее масштабной и затронула не всю продукцию.
По данным
ФНС, среди марок British American Tobacco (BAT) на 4 рубля выросла цена
на сигареты "Ява Золотая Cовременная" (c 65 до 69 рублей) и Dunhill
White (c 109 до 113 рублей). На 5 рублей подорожали сигареты Rothmans (с
57 до 62 рублей за пачку). А компания Philip Morris International
(PMI), к примеру, подняла цены на модификации двух своих популярнейших
брендов — Parliament Platinum (со 108 до 115 рублей), а также синие Bond
Street и серебристые Bond Street (с 55 до 62 рублей). То есть в общей
сложности эти сигареты прибавили в цене 7 рублей. Компания "Донской
табак" тоже скорректировала цены в сторону небольшого увеличения. На 2
рубля подорожали Aroma Rich (85 рублей), Asmoloff (72 рубля), Сontinent
Smartline (59 рублей), "Донской табак" (69 рублей за пачку сигарет
стандартного формата king size и 57 рублей за тонкие, super slim). На 1
рубль подросли МРЦ Asmoloff Fine Gold (49 рублей), "Арктика" (55
рублей).
Компания Japan Tobacco International (JTI) повысила
цену Camel White на 5 рублей (с 85 до 90 рублей), Winston White — на 4
рубля (с 76 до 80 рублей), также на 4 рубля подорожали такие сигареты,
как Mevius (со 96 до 100 рублей), "Петр I" (с 65 до 69 рублей), красные
St. George (с 52 до 56 рублей) и "Тройка Легкая" (с 55 до 59 рублей).
Glamour Lilac в линейке JTI подорожали на 1 рубль, до 75 рублей.
Компания Imperial Tobacco (ITG) подняла МРЦ на 5 рублей для марки
"Максим" (c 55 до 60 рублей) и на 14 рублей — для "Примы" с фильтром (с
42 до 56 рублей).
Источники в отрасли уверяют, что к лету компании могут снова повысить МРЦ, но теперь уже на другие марки.
—
Рост максимальных розничных цен на сигареты нашего ассортимента в
начале 2015 года в среднем составил 8–9 рублей за пачку. Повышение
произошло на основании вступивших в силу с 1 января 2015 года резко
возросших ставок акциза на сигареты. В дальнейшем имело место точечное
повышение максимальных розничных цен на отдельные позиции нашего
ассортимента, — подтвердила "Известиям" поднятие цен директор по
коммуникациям ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" (PMI) Ирина Жукова.
PMI подняла цены на 17 марок из 117 зарегистрированных, помимо
акцизного увеличения в декабре-январе.
В пресс-службе JTI
"Известиям" рассказали, что мартовское изменение МРЦ привело к
незначительному розничному изменению цен в целом по ассортименту —
совокупный рост составил в пределах 0,3%. Однако, по данным ФНС,
компания прибавила от 1 до 5 рублей по 10 маркам.
— Повышение
коснулось лишь нескольких товарных позиций во всех ценовых сегментах.
Наши решения о ценах связаны не с колебаниями курсов валют, а с рыночной
конъюнктурой. Основными факторами при этом являются покупательная
способность населения и тренды продаж, — уточнил представитель JTI. —
При общем незначительном увеличении цен на нашу продукцию наиболее
заметным повышение стало для марок верхнего ценового сегмента.
В
BAT отказались комментировать повышение цен на конкретные марки,
сославшись на маркетинговую стратегию компании. Директор по
корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый отметил лишь, что
потребители обратились к продукции сегмента "качество по разумной цене"
еще с прошлого года. В декабре 2014 года на долю этого ценового сегмента
приходилось 34,1% рынка, против 32,4% годом ранее, и эта тенденция
сохраняется.
Однако при сокращении рынка и переходе
потребителей от более дорогих брендов к дешевым при растущих издержках,
табачные компании по-прежнему наращивают свою маржу. Об этом заявлял
финансовый директор PMI Яцек Ольжак в своем выступлении на Конференции
группы потребительских аналитиков Европы 17 марта. В своем обзоре
отрасли Ольжак затронул специфику российского рынка и дал прогноз на
падение продаж табака в текущем году.
— Объем российского
рынка сигарет снизился в прошлом году на 9,2%, и подобные показатели мы
ожидаем и в этом году. При этом наша маржа также поднялась благодаря
общему росту цен, который был вызван преимущественно выросшими налогами.
Кроме того, мы получили рекордную долю рынка в 27,1% в прошлом году. К
сожалению, наш основной бизнес был омрачен необычайно сильным
противодействием со стороны валютного рынка, в котором падение
российского рубля было главной причиной всех бед. Мы приняли ряд мер,
направленных на смягчение влияния обменного курса, — говорил Ольжак. В
качестве меры по минимизации валютных рисков он назвал хеджирование
(страхование валютных и других рисков путем внешнеторговых и кредитных
операций, изменения валюты торговой или кредитной сделки, создание
резервов для покрытия возможных убытков и т.д.).
Руководитель
отраслевого аналитического агентства "Русский табак" Максим Королев
убежден, что в России у табачных компаний нет другого пути компенсации
потерь из-за обесценившегося в конце прошлого года рубля, кроме как
постепенно повышать цены для потребителей.
— Двукратная
девальвация сильно подкосила отрасль. Ведь валютные расходы были
заложены не только на сырье, но и на упаковку, производство, кредиты.
При этом у компаний нет возможности корректировать цены сразу в
соответствии с курсом и находить возможность компенсировать потери таким
образом. Ведь новые МРЦ фактически вступают в силу лишь спустя два
месяца после их изменения, — говорит Королев.
Он убежден, что
производители даже сдерживают цены, чтобы покупатели не переходили на
дешевую контрабанду и контрафакт. По словам эксперта, надеяться
компаниям на заморозку акцизов и помощь со стороны государства не стоит.
Ставка в 2015 году составляет до 960 рублей за 1 тыс. штук плюс 9%
расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены,
но не менее 1250 рублей за 1 тыс. штук. В 2016-м налог поднимется до 1,2
тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой
исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,6 тыс. рублей за 1
тыс. штук. Сегодня в цене пачки сигарет акциз и другие налоги
составляют более 70%.
Антитабачные активисты, напротив,
убеждены, что акцизам есть куда расти, а при реальной угрозе перехода
потребителей на нелегальную продукцию производители не стали бы менять
прайсы так часто.
— Повышение цен на сигареты по инициативе
табачных компаний показывает, что рассказы про контрафактный табак —
выдуманная история, чтобы избежать повышения акцизов. В реальности они
знают, что сигареты слишком дешевы в России по сравнению с многими
другими странами и повышают цены, чтобы сохранить свои сверхприбыли в
условиях падения рынка, — говорит сопредседатель Российской антитабачной
коалиции Дарья Халтурина. — Из-за эффективного антитабачного
законодательства число курильщиков в России сократилось на одну шестую.
Чтобы сохранить маржу, недостачу табачники взимают с оставшихся
курильщиков. Однако было бы намного справедливее, чтобы сверхприбыль от
продажи сигарет не уходила бы в бюджеты иностранных табачных компаний, а
шла в российский бюджет через повышение акцизов. Странная ситуация,
когда онкобольные продают квартиры для закупки препаратов и при этом
государство недобирает акцизы на сигареты.
Партнер
алкогольного и табачного подразделения "Nielsen Россия" Марина Лапенкова
подтверждает, что увеличение розничных цен на табачную продукцию
является основным драйвером изменения общего объема продаж, равно как и
структурных изменений на рынке.
— Во-первых, частично
происходит переключение потребителей с премиум-сегмента на
среднеценовой, при этом ряд дорогих марок сумели сохранить свои доли
благодаря лояльным покупателям. Во-вторых, потребители низкого ценового
сегмента либо сокращают потребление, либо ищут более выгодные
предложения, либо считают возможным слегка переплатить за пачку и
переключиться на среднеценовой сегмент. Тут стоит отметить, что на
низкий ценовой сегмент пришлось непропорционально высокое повышение цены
за последние годы, в результате чего стоимость пачки сигарет самых
дешевых марок стала мало отличаться от стоимости пачки сигарет среднего
сегмента, — говорит аналитик.
Согласно данным Nielsen, по состоянию на февраль этого года в среднем премиальная пачка сигарет стоила 93 рубля, "среднего премиального" сегмента — 69 рублей, "среднего низкого" сегмента — 57 рублей и низкого ценового сегмента — 47 рублей.
Опрос на ИА "Амител":
Если бы в России увеличили цены на сигареты до 100 рублей за пачку? | |
брошу курить | 93 чел. |
как курил, так и буду курить | 100 чел. |
давно не курю, и всем рекомендую бросить | 88 чел. |
я не курю, такую инициативу поддерживаю | 270 чел. |
брошу, когда смогу сделать волевое усилие | 42 чел. |
Не курю, но такую меру не поддерживаю | 42 чел. |
Всего проголосовало: 635 чел. Источник: © ИА "Амител" |