Коммунисты раскритиковали законопроект о правительстве Алтайского края
- Полагаем, что создание Правительства как коллегиального органа исполнительной власти на уровне субъекта РФ имеет практический смысл в том случае, если направлено на достижение двух задач:
- повышение эффективности управленческой деятельности в сочетании с усилением общественного контроля за исполнительной властью посредством законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ;
- реализации принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в руках одного органа государственной власти.
Однако, представленный проект не решает поставленных задач. Во-первых, эффективность управленческой деятельности возросла бы только в том случае, если функции и полномочия Губернатора Алтайского края и Председателя Правительства Алтайского края были разделены и воплощались в разных лицах. Председатель Правительства Алтайского края был бы сосредоточен на управленческой деятельности, организации работы всех органов исполнительной власти Алтайского края по различным направлениям деятельности. Губернатор же выполнял бы функции контроля и согласования работы органов государственной власти Алтайского края. В противном случае, реформа лишена смысла, поскольку прежний орган, Администрация Алтайского края отличается от предлагаемого проекта только наименование, но не сутью. Следует иметь ввиду, что во многих субъектах РФ, где имеет место Правительство, Губернатор не совпадает в одном лице с Председателем Правительства. Например, в Свердловской области данные государственные должности разведены.
Во-вторых, предлагаемый проект не реализует в полной мере идею разделения властей и систему сдержек и противовесов. Прежде всего, порядок формирования и деятельности Правительства Алтайского края по проекту протекает без участия Алтайского краевого Законодательного Собрания. Единственное полномочие, представленное АКЗС – так называемый "правительственный час". Фактически создание и деятельность Правительства Алтайского края – прерогатива Губернатора, которая ничем ни сдерживается и не ограничивается. Даже на федеральном уровне Президент РФ вносит кандидатуру Председателя Правительства РФ в Государственную Думу для утверждения. К тому же Государственная Дума имеет право выразить недоверие Правительству РФ. В других субъектах РФ, например в Свердловской области, кандидатура Председателя Правительства вносится также на утверждение законодательного органа региона. В представленном Администрацией Алтайского края законопроекте, очевидна чрезмерная концентрация полномочий в руках Губернатора Алтайского края и их бесконтрольность.
В третьих, в пояснительной записке, представленной субъектом права законодательной инициативы указано, что "Реализация закона будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных законом о краевом бюджете, увеличение расходных обязательств не предполагается".
Данное утверждение вызывает у депутатов фракции КПРФ большие сомнения, поскольку реализация в крае такой серьезной политической реформы приведет к появлению новых должностей и структурных подразделений, что, по меньшей мере, потребует изготовление новых бланков, печатей, штампов и "пресловутых дверных табличек". В условиях социально-экономического кризиса, когда перед нами стоит задача экономии бюджетных средств, полагаем, что реализация данной политической реформы является преждевременной и необоснованной.
Указанные обстоятельства явились основной причиной неучастия депутатов фракции КПРФ в рабочей группе по подготовке проекта закона Алтайского края "О Правительстве Алтайского края".
В то же время, осознавая неизбежность принятия данного закона, депутатами фракции КПРФ предлагается внести на предстоящей сессии концептуальные поправки, главным образом, направленные на разделение полномочия Губернатора Алтайского края и Председателя Правительства Алтайского края.