Чиновникам хотят запретить траты на пиар
Депутаты от КПРФ - зампредседателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин и секретарь
ЦК КПРФ Сергей Обухов предлагают запретить мэрам, губернаторам и
госслужащим тратить бюджетные средства на улучшение собственного имиджа в
СМИ. Коммунисты подготовили законопроект о запрете госслужащим тратить
деньги из госбюджета на открытые PR-акции, имиджевые и рекламные
проекты, направленные на формирование положительного образа
представителей власти. Они также предложили поддержать это предложение
представителей ОНФ, ЛДПР и "Справедливой России" (есть в распоряжении
"Известий),
Документом предлагается ввести новую статью 111.2
в главу 7 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которая
поставит под контроль бюджетные траты государственных и муниципальных
органов власти, а также представителей госкорпораций.
Статья
предусматривает запрет заключения заказчиком контрактов на размещение в
информационно-коммуникационных сетях (помимо официального сайта
заказчика в сети "Интернет") и СМИ информационных материалов о
заказчике, а также об иных субъектах права размещения государственного
или муниципального заказа, за исключением информации, подлежащей
обязательному опубликованию в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также за исключением договоров, связанных с
выпуском официального переодического издания заказчика.
Коммунисты
считают, что подобные формулировки, в частности, не позволят
расходовать бюджетные средства указанными субъектами как на открытые
пиар-акции, имиджевые и рекламные проекты, направленные на формирование у
общественности положительного образа представителей власти, так и на
завуалированные.
"Таким образом, граждане России смогут судить
о деятельности государственных и муниципальных органов власти по их
делам, публикациям в СМИ, не проплаченным из средств соответствующих
бюджетов, а также официальным сайтам указанных органов, что позволит
направить сэкономленные миллиарды рублей на более приоритетные в
условиях финансово-экономического кризиса цели и задачи", утверждается в
пояснительной записке к документу.
Присоединиться к борьбе с
имиджевыми тратами чиновников коммунисты пригласили представителей
Общероссийского Народного фронта (ОНФ) (письмо направлено
сопредседателям ЦШ ОНФ Станиславу Говорухину, Александру Бречалову,
Ольге Тимофеевой), лидера ЛДПР Владимира Жириновского, а также
председателя партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова - тексты писем
также есть в распоряжении "Известий".
Рашкин и Обухов
считают, что сотрудничество представителей различных политических сил в
указанной сфере на фоне обострения кризисных тенденций в экономике,
формирования масштабных бюджетных дефицитов, увеличения государственного
долга и падения цен на сырьевые товары способно принести наиболее
существенную пользу государству и народу России.
Секретарь
ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил "Известиям", что и КПРФ, и ОНФ регулярно
выявляют нерациональные и даже коррупционные расходы чиновников разных
уровней.
-
Отдельных недобросовестных бюрократов удается наказать, нанесенный ими
ущерб частично возместить. Но все это только частные случаи. А проблему
надо решать системно. Еще год назад КПРФ разработала законопроект,
ограничивающий расходы органов власти на пиар, однако его концепция не
была поддержана Минфином. Поэтому вносить его мы тогда не стали. У нас
есть основания полагать, что сейчас ситуация изменилась и в условиях
бюджетного дефицита и экономической рецессии наша идея о законодательном
ограничении чиновничьих трат на саморекламу наконец-то должна пробить
себе дорогу, что по нашим расчетам позволит сэкономить более 30
миллиардов рублей, - добавил он.
Первый замруководителя
фракции ЛДПР в Государственной Думе Алексей Диденко рассказал, что
документов от КПРФ пока не видел. Диденко пояснил, что идея запрета
чиновникам производить имиджевые траты правильная, в ЛДПР неоднократно
поднимали вопрос о том, что они находятся не в равных положениях между
партиями, хотя равенство прописано в законе.
- Это не только
касается прямых затрат на пиар и имидж. Вопрос бывает стоит и косвенно.
Почему, осуществляя программы и делая что-то из федерального или
регионального местного бюджета, определенная партия, которая находится
во главе этих органов, приписывает эти мероприятия исключительно к
партийным инициативам? Хотя, средства общие налогоплательщиков и
принимаются консолидировано депутатами всех фракций. Это вопрос тоже
уместно ставить, - говорит он.
Он напомнил историю с
губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным – любителем
потратиться на улучшения собственного имиджа и обвиняемого сейчас в
получении взяток на сумму 5,6 миллионов долларов.
- Если
вспомнить, то одним из главных объектов для критики по злоупотреблению
такими моментами был губернатор Сахалина, который много работал над
своим имиджем и сейчас мы понимаем почему. Видимо он чувствовал, что
имиджевые потери могут быть и он пытался перенести внимание избирателей
от более серьезных процессов, - поясняет Диденко. - Ограничить расходы
можно следующим образом: разрешить публикацию только решений органов
госвласти, законов и общих моментов, которые необходимо осуществлять.
Потому что система, когда наши местные муниципальные и районные СМИ
только и занимаются формированием позитивного имиджа власти, негативно
влияет на сами СМИ. Получается, что они работают лишь на местную
администрацию.
В "Справедливой России" также подтвердили, что готовы сотрудничать с коммунистами по данному законопроекту.
- В принципе, тратить государственные средства на пиар чиновников и ведомств надо запретить, - коротко резюмировал первый замруководителя фракции "эсеров" Михаил Емельянов.
В ОНФ, которые и начали
кампанию по борьбе с необоснованными тратами чиновников, пояснили, что
готовы конструктивно общаться с "любыми адекватными движениями,
партиями, сообществами". Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр
Бречалов говорит, что "фронтовики" готовы помочь коммунистам
информацией и обсуждать по данному вопросу.
- Посыл
для чиновников и для госкомпаний, что нужно быть скромнее и тратить
меньше, тем более на собственный пиар, мы уже давно ведем. Как это
закрепить в виде закона мне сложно представить. Если это будет, то будет
ли это эффективно. ОНФ это все-таки надпартийная структура, к кому-то
присоединяться не можем, - говорит он. - Мы уже давно поднимаем эти
вопросы. Это касается не только чиновников, но и депутатов. Мы за любой
конструктив.
Именно "фронтовики" обличали непомерные траты на
так называемое освещение деятельности органов исполнительной и
законодательной власти Краснодарского края, республики Татарстан,
Москвы, Свердловской области, Ставропольского края, Московской и
Воронежской областей и других регионов.
Так, 13 марта
активисты и эксперты "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) провели
круглый стол на тему "Закупки информуслуг СМИ: между информированием и
пиаром", который был посвящен исполнению поручения Владимира Путина об
оптимизации бюджетов регионов. В результате мониторингов "фронтовики"
выяснили, что регионы за 2014 год не только не сократили свои имиджевые
расходы, но, наоборот, увеличили их — с 33 млрд до 36,2 млрд рублей.
Согласно
анализу (проведенному ОНФ) запланированных расходов на СМИ, в 2015 году
самые большие траты на эти цели заложили Москва (13,6 млрд рублей),
Московская область (3,3 млрд рублей), Ямало-Ненецкий автономный округ
(1,8 млрд рублей), Санкт-Петербург (1,2 млрд рублей).