Тарифы ОСАГО предлагают заморозить
Как уже сообщало ИА "Амител", в конце прошлой недели Совет директоров Центрального банка утвердил новые тарифы по ОСАГО. С 12 апреля 2015 года базовый тариф ОСАГО по определенным категориям транспорта вырастит на 40%. Также ЦБ принял решение расширить размер тарифного коридора до 20% (сейчас он составляет 5%). В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, подорожает на 41–60%. При расчете стоимости ОСАГО для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, максимальное значение базового тарифа с 12 апреля будет составлять 4118 рублей (сейчас 2574 рублей), а минимальное значение — 3432 рублей (сейчас 2440 рублей). Кроме того, с 1 апреля в ряде субъектов РФ будут изменены региональные коэффициенты, исходя их которых рассчитается стоимость полиса ОСАГО. Увеличены региональные коэффициенты будут в 11 регионах, где зафиксирована экстремальная убыточность данного вида страхования. Максимальное повышение данного коэффициента — на 25% — будет произведено в Камчатском крае и Мордовии. Для Москвы коэффициент не изменится, сейчас он равен 2. Повышение тарифов ОСАГО обусловлено прежде всего увеличением ответственности страховщиков перед автомобилистами — тоже с апреля этого года. Согласно поправкам в закон об ОСАГО, увеличивается страховая сумма за вред, причиненный здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей). Более того, с апреля возмещение по данному виду страхования будет идти по новой специальной таблице, где определен размер возмещения по разным травмам. Такой подход существенно увеличит выплаты пострадавшим в авариях. "Необходимость изменения страховых тарифов по ОСАГО связана с накопившимися дисбалансами в системе ОСАГО, которые негативно повлияли на финансовую доступность данного вида услуги и привели к фактической невозможности приобретения полиса ОСАГО в ряде регионов", — говорится в сообщении регулятора.
Депутаты предложившие ввести мораторий уверены - повышение несвоевременно в ситуации кризиса.
- Мы против постановки вопроса о новом росте тарифов. Необходимы публичные парламентские слушания с полной аргументацией, нужно объяснить почему по статистике деньги, поступающие в страховой бизнес по продукту ОСАГО превышают суммы выплат водителям, а это значит, что бизнес рентабелен. Кроме этого, нужно выполнить и прежние обещания: наладить нормальные отношения между страховщиками и автовладельцами, - сказал Ярослав Нилов. – Исходя из всех этих вопросов, мы предлагаем ввести запрет на повышение тарифов. Тем более, что сейчас наши автомобилисты и так стали жертвами непростой экономической ситуации, когда с разных сторон на них "падают" проблемы отсутствия парковок, большие штрафы, эвакуационная война.
Сейчас, как заметил Нилов, наблюдается "вновь образующийся картельный сговор через создаваемый информационный ажиотаж по принципу работы продавщицы советского гастронома: вас много, а я одна, а надо работать по европейскому принципу: клиент всегда прав".
По мнению другого соавтора законопроекта Игоря Лебедева, и текущий уровень тарифов позволяет страховщикам получать значительную прибыль, а повышение тарифов не решит одного из главных вопросов – нарушения прав водителей на получение компенсации по страховому полису.
- Мы считаем, что на сегодняшний день тарифы и так очень высоки и страховые компании зарабатывают на них очень большие деньги. Поэтому в непростой нынешней экономической ситуации давить на автовладельца еще больше - не целесообразно. В противном случае мы получим параллельный рост черного рынка, который будет предлагать решение проблемы путем покупки краденных или фальшивых полисов - сказал Лебедев. - Номинальность этого документа обусловлена малой эффективностью его применения - только для отчета перед сотрудниками ГИБДД. Получить компенсации по полисам и сейчас не просто.
Координатор общества “Синие ведерки” Петр Шкуматов рассказал “Известиям”, что сейчас никто не может достоверно сказать, обоснованно ли повышение тарифов вообще, и цифра в 40% в частности, а положение дел в отрасли представляет из себя “черный ящик”.
- Обязательное страхование никогда не подвергалось аудиту со стороны государства или общественности. А причин для повышения, называемых страховщиками, две: 1 - удорожание деталей, 2 - рост выплат по жизни и здоровью, так как сейчас упрощен процесс компенсации и ожидается, что выплаты увеличатся на 20%. И тут таится очень интересная история. В 2014 году по ОСАГО собрали 150 млрд рублей, а выплатили 90 млрд рублей, тогда как по закону должны были выплатить 120 млрд, - сказал Шкуматов. - То есть 30 млрд рублей, а это как раз недостающие 20%, затерялись где-то в карманах страховщиков. Поэтому, увеличение выплат по жизни и здоровью совершенно спокойно и раньше укладывалось в эту сумму, которую они всегда не доплачивали гражданам. Тогда как по закону они должны выплачивать 77% от сборов + 3% в фонд РСА, а 20% оставлять себе на ведение деятельности.
Существенный рост тарифов, по мнению Шкуматова, заставит автовладельцев обратится на черный рынок, а первыми жертвами станут рядовые автовладельцы, которые уверены что не попадут в страховую ситуацию.
Как отметил координатор общества "Синие ведерки", при принятом росте тарифов владельцу "Лады", если был страховой случай в минувшем году, придется отдать за полис до 35 тыс. рублей. Эта сумма равна 70 штрафам за езду без полиса (ст. 12.3 ч. 2 КоАП предусматривает штраф до 500 рублей), что может спровоцировать многих водителей просто отказаться от ОСАГО и периодически платить штраф.
Руководитель пресс-службы Всероссийского союза автостраховщиков Владимир Клейменов рассказал, что при обсуждении роста тарифов некоторые участники рынка предлагали рост в 60 и даже 100 %.
- До этого времени были определенные перекосы, появлялось и недовольство потребителей: и отдаленность офисов, и навязывание услуг. Страховщики занимались этим не очень активно, а некоторые просто ушли с рынка по причине плохо просчитанной экономики, - рассказал он. - Мнения о том, насколько надо было поднимать, разнились: кто-то считал правильным повышение на 60%, а кто-то - на 100%. Причин множество: удорожание выплат по вреду жизни и здоровью пострадавших в ДТП, удорожание ремонта, увеличилось количество людей, которые могут получить выплаты. На протяжении последних лет средняя выплата растет существенно и продолжает расти. А тарифы повысили только на 40%. Но тем не менее это шаг вперед, и думаю, ЦБ еще вернется к этому вопросу.
Касаемо расчетов и обсуждений нового повышения тарифов по ОСАГО Клейменов заметил, что Всероссийским союзом автостраховщиков расчеты были предоставлены за несколько месяцев до принятия нормы, кроме этого перед принятием решения о повышении тарифов ЦБ проводил собственные расчеты.