Сотовых операторов намерены обязать автоматически получать координаты звонящих
Российских сотовых операторов могут обязать при звонках абонентов в
экстренные службы в автоматическом режиме передавать в эти
службы координаты звонящих. Соответствующее предложение направил в
правительство президент некоммерческого партнерства ГЛОНАСС (НП ГЛОНАСС)
Александр Гурко. Аналогичная схема реализована в только что созданной
системе экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС: там координаты
происшествия поступают в службу спасения одновременно с сигналом об
аварии.
Ту же схему Гурко предлагает внедрить в сотовых сетях,
приводя в пример зарубежный опыт: Федеральная комиссия по коммуникациям
США в январе этого года установила требования для сотовых операторов по
повышению точности определения координат звонящего в службу спасения, в
том числе внутри помещений. В согласованной с американскими операторами
дорожной карте говорится, что в течении ближайших шести лет операторы
смогут обеспечить определение местоположения звонящего в службу спасения
911 с точностью 50 метров для 80% вызовов. При этом на сетях собираются
внедрять системы, позволяющие определять этаж здания, откуда принят
вызов, а также номер офиса или квартиры.
"В соответствии с
законом РФ "О связи" операторы подвижной радиотелефонной связи обязаны
предоставить в экстренные оперативные службы информацию о месте
нахождения пользовательского оборудования, с которого были осуществлены
вызов или передача сообщения о происшествии, - говорится в письме главы
НП ГЛОНАСС на имя вице-премьера Дмитрия Рогозина, - правила определения
места нахождения пользовательского оборудования определяются федеральным
органом исполнительной власти в области связи. В настоящее время
указанные правила Минкомсвязью России не установлены".
Гурко
предлагает приступить к разработке правил определения операторами
местоположения звонящего в службу спасения по возможности скорее,
скоординировав усилия Минкомсвязи, МЧС, Минтранса и НП ГЛОНАСС.
В Минкомсвязи отметили, что работа в обозначенном направлении уже ведется.
—
В настоящее время идет процесс разработки и утверждения комплекса
нормативно-правовых актов в области связи по созданию и функционированию
"Системы-112", в том числе и правил определения местоположения
абонента, звонящего с телефона, - заявил "Известиям" официальный
представитель Минкомсвязи Дмитрий Захаров. - Документы находятся на
разной степени готовности, часть из них уже утверждена и согласована с
операторским сообществом и государственными органами, включая МЧС. Все
они станут обязательными для операторов связи.
Правда,
российским операторам регулятор пока не собирается предъявлять столь же
жестких требований, какие поставлены перед американскими сотовыми
компаниями.
— Анализ статистики инцидентов показывает, что в
подавляющем большинстве случаев достаточным для реагирования экстренных
служб является та точность определения местоположения звонящего
человека, которая сейчас технически реализуема на сетях операторов
связи, - говорит Захаров. - Задача, как правило, определить
местоположение телефона пострадавшего именно на трассе или в удаленной
сельской местности, нежели в большом городе внутри помещения. Поэтому
требования к такому сверхвысокоточному определению местоположения
предъявляться к операторам связи не будут.
Сотовые операторы
предложенную Гурко идею комментируют сдержано, давая понять, что
реализация новых требований даже в относительно мягком варианте, то есть
без точного определения координат внутри помещений, это масштабный
комплекс мероприятий.
- Нам неизвестно об инициативе НП
ГЛОНАСС. Она нуждается в тщательном и всестороннем анализе, - говорит
пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. - Определение местоположения
абонентских устройств – это обработка огромного массива данных от
десятков миллионов человек в режиме реального времени, что явно
потребует модернизации инфраструктуры операторов, и, как следствие,
повлечет дополнительные затраты.
В МТС заявили, что готовы
содействовать реализации возможности определить местоположение
звонящего, выразив надежду, что необходимые в этом случае затраты не лягут полностью на самих операторов.
-
Мы понимаем социальную важность задачи и готовы принять участие в
обсуждении предлагаемого решения и возможности его реализации, в
разработке единых правил и стандартов, - заявил Алексей Меркутов из
департамента по связям с общественностью МТС. - Мы выступаем за
системный и прозрачный подход с реальными сроками исполнения и с
привлечением финансирования со стороны всех заинтересованных участников.
В офисе "Мегафона" ситуацию не прокомментировали.
Некоммерческое
партнерство "Содействие развитию и использованию навигационных
технологий" (НП ГЛОНАСС) объединяет телекоммуникационных операторов,
интернет-компании, фирмы, работащие в сфере навигационных технологий.