В РФ будут воспитывать патриотично настроенных инженеров и ученых

В РФ предлагают воспитывать будущих патриотично настроенных инженеров и ученых

В России появится сеть президентских лицеев. Этот вопрос будет обсуждаться на общественном совете при Министерстве образования и науки (Минобрнауки), а затем, в случае одобрения, рассмотрен и реализован ведомством. Член общественного совета Сергей Рукшин пояснил, что президентские лицеи будут отличаться от обычных школ более углубленным изучением точных и естественных дисциплин (математики, физики, химии и информатики) и патриотическим воспитанием, цель которого — убедить будущего инженера или ученого работать в России и на благо страны. Предполагается создание девяти таких лицеев — по одному на каждый федеральный округ.

Рукшин отмечает, что воспитание будущих инженеров еще со школьной скамьи необходимо в связи с нехваткой таких специалистов.

— Во многих научных организациях средний возраст людей с ученой степенью сейчас — выше 65 лет. Молодых инженеров и конструкторов катастрофически мало, а общественный спрос на таких специалистов существует, — говорит Рукшин.

По его мнению, возможность получить углубленное школьное образование должна быть у детей независимо от места проживания.

— Генетически талантливые школьники равномерно распределены по всей стране. И чтобы с Камчатки не везти его учиться в Москву, не отрывать от дома и родителей, президентские лицеи нужны в каждом федеральном округе, — говорит Рукшин.

Он утверждает, что в лицеях, в зависимости от округа, может быть от двух до восьми классов в параллели.

— Это выпуск 200–250 человек в год в каждом лицее, — пояснил Рукшин.

По его словам, в президентских лицеях предполагается обучать детей начиная с 7–9-го класса, а попасть туда будет возможно после победы в олимпиаде или успешного прохождения собеседования.

— Нам нужны как изначально талантливые — например, победители олимпиад по математике, — так и просто мотивированные добиться успеха подростки. Возраст — спорный вопрос, который требует отдельного обсуждения: важно начать не слишком поздно, пока у ребенка есть интерес к науке, но и не слишком рано, чтобы не "перекормить", чтобы ему не стало скучно, — рассуждает Рукшин.

Помимо изучения школьной программы и акцента на точные и естественные науки, система образования в президентских лицеях будет предполагать систему дополнительного образования.

— Это факультативы, кружки, где будет уделяться внимание свободному научному творчеству по интересам, гуманитарным дисциплинам, культурным проектам. В общем, это должна быть полноценная культурно-образовательная среда, — говорит Рукшин.

Особое внимание планируется уделять социальной адаптации и патриотическому воспитанию.

— Задача школ — показать ученикам, что они могут быть обучены и востребованы, могут найти себя на родине. Это потребует дополнительных усилий государства по социализации наиболее талантливых учащихся, отслеживанию их образовательных траекторий от школьной скамьи до аспирантуры и производства. Но эти усилия окупятся сторицей в виде многократного увеличения научно-технического и технологического потенциала страны, — отмечает Рукшин.

Он рассказал, что аналогичные образовательные учреждения уже действуют в Китае, Южной Корее и США.

Член общественного совета утверждает, что создание сети президентских лицеев не потребует создания дополнительной инфраструктуры.

— Можно на первых порах в качестве базовых использовать уже существующие школы и интернаты, — говорит Рукшин. — Важно создать всероссийский центр, который будет руководить созданием таких лицеев, разрабатывать для них передовые методики обучения, готовить и консультировать преподавателей. И, конечно, не превратить всё это из учреждений для одаренных детей в школы для детей местной административной и бизнес-элиты.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков отметил, что при условии изучения десяти предметов разработка программ для президентских лицеев обойдется не менее чем в $5 млн (около 300 млн рублей).

— Разработка одного предмета в одном классе стоит не менее $100 тыс. (около 6 млн рублей), умножаем на 5 лет — получается не менее $0,5 млн (около 30 млн рублей) на предмет, и умножаем на предметы. Правильно было бы создать специальный базовый коллектив авторов под этот проект, а не поручать дело одному институту, — пояснил Комков.

Он положительно оценил идею создания президентских лицеев, отметив, что ранее она уже обсуждалась.

— Разговоры об этом были еще при Ельцине, но вскоре об этом забыли. А особые школы для одаренных детей были еще при Екатерине II, — рассказал Комков.

По его мнению, действительно существует опасность превращения президентских лицеев в "школы для чиновничьей элиты и блатных".

— Зачислять учеников нужно только по результатам региональных олимпиад и конкурсов, в противном случае реально одаренных детей там будет только 20%, — опасается Комков.

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин уверен в том, что некорректно говорить об отдельной системе образования "для одаренных детей".

— Все дети одаренные и талантливые. Но наша система образования их не всегда раскрывает, вот и всё. Уместно говорить о подготовке специалистов с точки зрения результатов, которые они демонстрируют в определенных областях науки, говорить о развитии профессиональных навыков, — говорит Панин.

Читайте полную версию на сайте