Экспорт автомобилей из России на Украину может прекратиться

Минэкономразвития Украины обратилось в комитет Всемирной торговой организации (ВТО) по субсидиям и компенсационным мерам с просьбой разрешить ввести специальные пошлины на импорт автомобилей из России. Расследование в ВТО может продлиться около года, после чего экспорт российских автопроизводителей в эту страну может стать нецелесообразным и упасть до пренебрежимых значений. Не дожидаясь решения комиссии ВТО, Украина в этом месяце увеличила пошлины на импорт автомобилей из всех стран еще на 5% — в дополнение к существующим пошлинам.

Украинские власти начали антисубсидарное расследование осенью 2014 года по жалобе объединения производителей Украины "Укравтопром". На основании материалов этого расследования и была оформлена жалоба в ВТО. По мнению "Укравтопрома", практически все основные заводы страны остановились либо сократили выпуск машин до минимума, чему виной конкуренция с российским импортом, который поддерживается российскими правительством. В "Укравтопроме" (объединяет заводы ЗАЗ, "Еврокар", "Богдан Моторс", "АвтоКрАЗ" и др.) объяснили, в связи с чем необходимо ограничить импорт из России.

— Согласитесь, любой рынок должен быть защищен. Я считаю, что российский рынок хорошо защищен (например, 25-процентной пошлиной на ввоз автомобилей). Наш рынок, к сожалению, защищен плохо, в России есть субсидии для автокомпаний, мы таких субсидий не имеем, поэтому вынуждены защищаться такими мерами (обращение в ВТО. — "Известия") и не более того, — рассказал "Известиям" вице-президент Ассоциации автопроизводителей Украины "Укравтопром" Ефим Хазан.

Из жалобы Украины в ВТО, с которой ознакомились "Известия", следует, что Россия оказывает поддержку собственным производителям, в частности, такими мерами, как страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, госгарантии, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и купонного дохода по облигациям, выданным российским автопроизводителям. Кроме того, субсидиями в Украине считают деньги, перечисленные, в частности, компании Sollers на реализацию проекта "Кортеж" (автомобили для первых лиц страны на единой платформе), а также компенсации, перечисляемые на железнодорожные перевозки автомобилей SsangYong, Mazda и Toyota, производящихся на дальневосточном заводе Sollers. Нужно, впрочем, отметить, что сейчас Sollers не экспортирует на Украину даже УАЗ.

— Российский утилизационный сбор намного выше нашей спецпошлины. Плюс НДС (18%. — "Известия"), плюс акцизный сбор (для машин с двигателем 90–150 л.с. — 34 рубля за одну л.с. — "Известия"), но мы же делаем бюджетные автомобили, и для них это неподъемная нагрузка, — подчеркнул Хазан.

По его словам, на Украине уже 2 года действует ввозная спецпошлина 4,3–8,6% для всех иномарок с двигателями объемом 1,0–2,2 л независимо от страны происхождения, отдельных пошлин на российские автомобили пока нет. В то же время при поставках всех (включая украинские) автомобилей в Россию взимается утилизационный сбор: базовая ставка — 20 тыс. рублей и повышающие или понижающие коэффициенты (0,86–5,5) в зависимости от объема двигателя. Тем автопроизводителям, у которых есть промсборка на территории страны, правительство компенсирует эти сборы — но украинские компании не имеют сборки в России.

Кроме того, пока комиссия ВТО взвешивает доводы Киева, кабинет министров страны утвердил 16 февраля временные (на 12 месяцев) дополнительные пошлины на импортные товары, аргументируя это необходимостью стабилизации платежного баланса. Так, для импортных автомобилей пошлины выросли на 5%. Министр финансов Украины Наталья Яресько заявляла, что итоговые повышенные тарифы вступят в силу в ближайшие дни. По мнению вице-президента "Укравтопрома", преграды, с которыми сталкиваются экспортеры Украины, намного выше, чем у российских коллег.

В "Укравтопроме" напомнили, что помимо вазовских из России ввозятся автомобили иностранных производителей, такие как Volkswagen Polo, Renault Sandero, Logan и Duster, Chevrolet Aveo, Hyundai Solaris. Впрочем, российские компании считают, что экспорт на Украину (по итогам 2014 года местный рынок сократился на 54,5%, до 97 тыс. авто) для них сейчас не является приоритетным.

— К сожалению, в этом году у нас пока нет заказов со стороны Украины. Последние отгрузки были в апреле 2014 года. Общий объем поставок на Украину в прошлом году составил порядка 1 тыс. автомобилей (600 шт. — Hyundai Solaris, 400 шт. — Kia Rio) из 26 тыс., экспортированных нашим заводом. Мы надеемся, что в будущем нам удастся возобновить сотрудничество с нашими украинскими партнерами, — сказали в компании "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (контролирует производство на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге).

В Renault сообщили, что за прошедший год на Украину было поставлено 456 кроссоверов Duster, сейчас поставок в Украину нет. В компании Volkswagen отметили, что экспорт на Украину продолжается, но его доля невелика. Опрошенные российские производители отказались комментировать дальнейшее возможное повышение украинских пошлин.

В Минэкономразвития Украины "Известиям" сообщили, что пока никакого решения комиссия ВТО не приняла.

— Расследование длится приблизительно год и может быть продлено на несколько месяцев. О том, насколько поднимутся пошлины, если будет принято такое решение, я пока сказать не могу. Рано об этом говорить, — сказал представитель ведомства.

Специфику споров в ВТО описал профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.

— Обычно первая стадия решения спора в ВТО — это консультации в течение 60 дней. Если выход из проблемы не находится, то созываются независимые арбитры и проходит квазисудебное разбирательство. Этот процесс может затянуться максимально до 1 года и 3 месяцев. Но это если стороны не смогут договориться в течение первых месяцев. Раньше решение может быть вынесено, если одна из сторон согласится с доводами другой или будет ликвидирована причина спора, — отметил Портанский.


В российском Минэкономразвития отметили, что стараются доказать отсутствие ущерба Украине от отечественных льгот:

— Российская сторона активно сотрудничает с украинскими компетентными органами, проводящими компенсационное расследование в отношении импорта автомобилей из России, предоставляя всю запрашиваемую информацию и доказательства того, что ущерб украинской промышленности не мог возникнуть в силу программ поддержки российской автомобильной промышленности, — сообщила пресс-секретарь министерства Елена Лашкина.

В Минпромторге на вопросы "Известий" о споре с Украиной в рамках ВТО ответить оперативно не смогли.

Замзавотделением управления проектами и программами МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев говорит, что Украине будет тяжело доказать состоятельность своих аргументов и причинно-следственные связи.

— Доказывать, что государство оказывает помощь, достаточно сложно. Когда мы вступали в ВТО, у нас уже существовали рычаги поддержки производителей, работающих в режиме промсборки, — рассказывает Андреещев. — Предполагалось, что это помощь должна была завершиться до 2020 года, но чиновники торговой организации требовали, чтоб она закончилась в 2014 году. В результате нас приняли на условиях, что все эти меры помощи закончатся в 2018 году. Это была одна из побед наших чиновников, мы смогли отстоять нашу автомобильную отрасль.

Собеседник заметил, что даже если украинцам удастся убедить комиссию ВТО в своей правоте, пошлины будут устанавливать всё же представители Всемирной торговой организации и повышение сборов будет соразмерно тому уровню вреда, который якобы нанес российский импорт национальным производителям страны. Поэтому на сколько могут подняться пошлины по итогам разбирательства, эксперты пока прогнозировать не берутся.

Читайте полную версию на сайте