"Оскар-2015": названы все победители
"Кто дал этому сукину сыну грин-кард"? – спросил Шон Пенн, вручавший приз в категории "Лучший фильм", когда чуть не опрокинул плохо закрепленную стойку с микрофоном. Ну да, конечно: технические работы (вроде укрепления микрофонов на сцене) иногда выполняют рабочие-мексиканцы, которым дали вид на жительство в США. То ли это была случайность, то ли тщательно продуманная шутка – но через три секунды Пенн объявил, что "Оскар" достается фильму, снятому в США мексиканцами – "Бердмэну" Алехандро Гонсалеса Иньяриту.
Ничто в картине ее латиноамериканское происхождение не выдает: это прелестная комедия про немолодого актера (Майкл Китон), который двадцать лет назад сыграл супергероя в кинокомиксе, с тех пор маялся, не получая интересных предложений, и в итоге решил сам возродить карьеру, поставив в бродвейском театре пьесу Рэймонда Карвера и исполнив в ней главную роль. Снятый якобы одним куском, без монтажных склеек (они, конечно, есть, но тщательно замаскированы), "Бердмэн" представляет собой каталог актерских и режиссерских неврозов; это смешная и трогательная история про страх и трепет артиста, который хочет что-то сделать и смертельно боится что-то сделать не так. Естественно, в Голливуде, полном творческих людей, эта картина не могла не встретить одобрение. Кроме награды в категории "Лучший фильм", "Бердмэн" получил призы за режиссуру, сценарий и операторскую работу (великий Эмманюэль Любецки получает "Оскара" второй год подряд, в 2014-м он уже удостоился его за "Гравитацию").
У "Бердмэна" был очень сильный конкурент – "Отрочество" Ричарда Линклейтера, снимавшийся 11 лет по кусочкам фильм о взрослении мальчика из Техаса (все актеры в этой картине взрослели вместе с персонажами). "Отрочество" – в своем роде выдающийся, не имеющий аналогов в художественном кино фильм про течение времени и трансформацию личности. В частности, никому еще не удавалось так передать родительские чувства, как Линклейтеру, ставящему зрителя на место отца или матери героя (ты вдруг слышишь, как ломается голос у подростка, которого помнишь беззащитным ребенком – а времени прошло-то, казалось бы, всего ничего, считанные минуты). Линклейтера весь год осыпали призами ("Золотой глобус", BAFTA, "Серебряный медведь" в Берлине), но на "Оскаре" приз получила лишь Патришия Аркетт как лучшая актриса в роли второго плана.
Приз в категории "Лучший актер в роли второго плана" достался Дж.К. Симмонсу. Может, вы не знаете его по фамилии, но отлично знаете в лицо: он превосходный характерный актер, появлявшийся во многих фильмах и сериалах. В фильме Whiplash (по-английски это значит "Плетка" и отсылает к джазовой пьесе Хэнка Леви; по-русски картину окрестили "Одержимостью") Симмонс играет дирижера-маньяка, который хочет сделать из своего ученика, юного барабанщика, по-настоящему великого джазового музыканта, такого, как Бадди Рич или Чарли Паркер. Но чтоб быть по-настоящему великим, нужно пройти через кровь, пот и слезы, которые и не снились музыкантам обычным, одаренным, но в конечном счете среднестатистическим. Симмонс великолепен, как и сам этот маленький независимый фильм (получивший еще и премии за лучший монтаж и лучший звук).
Лучшим актером в главной роли назвали англичанина Эдди Редмейна, сыгравшего физика Стивена Хокинга в фильме "Теория всего" (или "Вселенная Стивена Хокинга"; в российском прокате с 26 февраля). Главным конкурентом Эдди считался Майкл Китон ("Бердмэн"), но Редмейн во всех смыслах его обошел. В роли ученого, почти уничтоженного боковым амиотрофическим склерозом, он убедителен настолько, что становится страшно. Где-то к середине картины ты перестаешь верить в то, что перед тобой 32-летний актер, один из главных британских модников по версии журнала GQ, которого каждое утро гримировали, который слушал режиссера и что-то там изображал перед камерой: ты видишь только подлинного инвалида, у которого болезнь скомкала и выбросила три четверти всего, что нормальные люди считают жизнью; убежденного атеиста, не без иронии превращенного Вселенной (в устройстве которой Хокинг ковырялся и до сих пор ковыряется) в великомученика атеизма.
Другая болезнь – Альцгеймера – принесла статуэтку в категории "Лучшая актриса" Джулианне Мур. В фильме "Все еще Элис" она сыграла мирную американку, которая в результате изменений в мозгу начала терять контроль над собой, своей памятью и жизнью. В том, что Мур после нескольких случайных неудач на "Оскаре" наконец-то получит свою первую статуэтку, не сомневался никто. Надо думать, и фильм дали себе труд посмотреть отнюдь не все академики, ставившие галочку напротив ее фамилии: в данном случае великую актрису награждали за сумму сыгранных ею ролей. Конкретная Элис (сыгранная, разумеется, виртуозно) потребовалась лишь как повод.
Призы "за красоту" (художник, гример, костюмер) получила комедия Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт". Еще один приз достался ей за музыку: после восьми неудачных номинаций "Оскар" получил прекрасный французский композитор Александр Деспла. Как и в случае с Джулианной Мур, Киноакадемия наконец отдала то, что давно уже ему причиталось. Причем, как часто бывает, не за самую выдающуюся работу.
На сцену Деспла выходил под художественно обработанный им для фильма "Светит месяц, светит ясный" (несомненно, академики сочли, что он сам это бреньканье на балалайке и придумал – за него, похоже, и наградили). Этим русское присутствие на "Оскаре" и ограничилось.
Приз за лучший фильм на иностранном языке получила польская картина "Ида". О том, что она обойдет нашего "Левиафана", догадывались все, включая Андрея Звягинцева. Во-первых, там присутствует тема Холокоста (которая сразу делает фильм в глазах академиков в два раза более благородным). Во-вторых, это просто очень хороший фильм. Черно-белая "Ида", действие которой разворачивается в Польше в начале 60-х, в два раза короче "Левиафана" (идет всего-то час с копейками); она крайне сдержанная – подобно героине, юной сироте-послушнице, готовящейся принести обеты и стать монахиней. Но настоятельница монастыря отчего-то настаивает, чтобы Ида предварительно встретилась со своей теткой – единственной оставшейся у нее родственницей.
Как выясняется, та еще недавно работала прокурором и отправила на смерть многих "врагов народа", получив за это прозвище Кровавая Ванда. Ида хочет узнать, где похоронены ее отец и мать, погибшие во время войны. Это никому не известно. Но Ванда – нервная, циничная алкоголичка – соглашается провести расследование, предварительно произнеся три ключевые для фильма фразы: "А ты знаешь, что ты вообще-то еврейка и будешь еврейской монахиней?", "А ты не боишься, что если поедешь к могилам родителей, окажется, что Бога нет?" и "А к тебе не приходят плотские желания? Жаль. Ты должна попробовать. Иначе что это за жертва – твои обеты?"
ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ
Лучший фильм: "Бердмен"
Лучший режиссер: Алехандро Гонзалес Иньярриту – "Бердмен"
Лучшая мужская роль: Эдди Редмэйн – "Вселенная Стивена Хокинга"
Лучшая женская роль: Джулианн Мур – "Все еще Элис"
Лучшая мужская роль второго плана: Дж.К. Симмонс – "Одержимость"
Лучшая женская роль второго плана: Патрисия Аркетт – "Отрочество"
Лучший оригинальный сценарий: "Бердмен" — Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джакобоне, Александр Динеларис,
Армандо Бо
Лучший адаптированный сценарий: "Игра в имитацию" — Грэм Мур
Лучший фильм на иностранном языке: "Ида", Польша
Лучший анимационный фильм: "Город героев"
Лучшая работа оператора: Эммануэль Любецки – "Бердмен"
Лучший саундтрек: "Отель "Гранд Будапешт""
Лучшая оригинальная песня: Glory – "Сельма"
Лучший монтаж: Том Кросс – "Одержимость"
Лучший монтаж звука: "Американский снайпер"
Лучшее сведение звука: "Одержимость"
Лучшие визуальные эффекты: "Интерстеллар"
Лучшие костюмы: "Отель "Гранд Будапешт""
Лучший грим и прически: "Отель "Гранд Будапешт""
Лучшая работа художника: "Отель "Гранд Будапешт"", Адам Штокхаузен, Анна Пиннок
Лучший документальный фильм: "Гражданин четыре" – реж. Лора Пойтрас
Лучший короткометражный фильм: "The Phone Call"
Лучший короткометражный документальный фильм: "Crisis Hotline: Veterans Press 1"
Лучший короткометражный анимационный фильм: "Меню"