Либеральный миф: невидимая рука рынка ведет к прогрессу
С точки зрения экономической теории Адама Смита, конкуренция ведет к прогрессу. Каждый из бизнесменов старается предложить лучший товар и услугу и за счет этого двигает прогресс вперед. Однако, это только часть правды.
Дело в том, что выпускать лучший товар — это только один из множества способов конкуренции. Есть и другие, которые ведут вовсе не к прогрессу, а наоборот. Так, например, можно не улучшать свой товар, а портить чужой. Можно просто стараться уничтожать конкурентов — экономически и даже физически. Можно не повышать качество товара, а, напротив, понижать качество и стоимость сырья, чтобы снизить его себестоимость, а следовательно, свои затраты. И это не говоря уже о том, что любому бизнесу конкуренция невыгодна — ему выгодна своя собственная монополия на всех возможных рынках.
Отдельного рассмотрения заслуживает заблуждение, согласно которому покупатель якобы всегда является отличным экспертом и выбирает самый лучший товар. Реальная жизнь показывает, что для достижения максимальной прибыли производители просто таки обязаны в угоду маркетологам выпускать некачественные и дорогие товары.
Таким образом, ясно, что обеспечить "прогрессивную" конкуренцию может только государство, которое запретит все прочие виды конкуренции (включая рекламу), а также монополии. Это несовместимо с идеей о невидимой руке рынка — потому что без государства, которое будет время от времени бить по этой руке, она неизбежно начнет мухлевать.
Источник: Руксперт