В России хотят легализовать продажи алкоголя в Интернете

Весной в правительстве могут рассмотреть вопрос о снятии запрета на торговлю алкоголем через Интернет. Об этом Metro рассказал представитель отраслевой организации, оговорившись, что данная идея обсуждается "едва ли не ежегодно" с 2007 года, когда табу на онлайн-продажи было введено. Высокая вероятность в 2015 году, по его словам, связана с тем, что в период сложной экономической ситуации доля контрафакта на рынке достигла невиданных размеров: "до 50% может дойти". А через онлайн-магазины сбывать его беспроблемно "в отличие даже от розницы".

Наличие "дорожной карты" по этому вопросу подтвердили в Росалкогольрегулирование. Рассмотреть её должны в марте, по словам замглавы ведомства Владислава Спирина. В её рамках предлагается разрешить продажу алкоголя в Интернете только российским компаниям, находящимся в городах федерального значения, имеющим несколько стационарных магазинов и лицензию на оптовую торговлю. Также будет установлено ограничение по минимальному размеру уставного капитала в 10 млн рублей.

– Лицензирование продавцов – самый логичный шаг, – комментирует Metro Вадим Дробиз, руководитель Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя. – Потребитель будет знать, что площадки, попавшие в список, проверены и не продают поддельный алкоголь. Конечно, на 100% этот рынок контролировать невозможно, но в значительной степени – да.

В Торгово-промышленной палате снятие запрета поддержали, рассказал Александр Романов, заместитель председателя подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета по развитию потребительского рынка.

– Создание эффективных механизмов контроля над дистанционной продажей алкоголя позволит добросовестным участникам рынка использовать интернет, как канал прямого общения с потребителем, избегая дополнительных издержек на открытие розничных магазинов, – отмечает он. – В данном направлении движется подавляющее большинство развитых стран мира. Достаточно сказать, что интернет торговля - один из самых динамично развивающихся направлений бизнеса. В России этот канал продаж показывает динамику роста, по разным источникам, от 30% до 45% в год.

Легализация дистанционной продажи подразумевает выполнение продавцом ряда требований, продолжает Романов.

– С нашей точки зрения, во-первых, владельцем сайта должно быть юридическое лицо, получившее лицензию. Во-вторых, он должен соответствовать требованиям по уставному капиталу, платить госпошлину. В-третьих, Росалкогольрегулирование должно вести реестр сайтов, которым разрешено осуществлять такую деятельность. В-четвёртых, нужно установить требования к складским помещениям. И ряд других.

Сегодня в России работают десятки онлайн-магазинов, которые, согласно официальным правилам на их страницах, доставляют товар только в разрешённое для продажи алкоголя время. Хотя де-факто это не так: оператор, принимающий заказы на одной из площадок, сообщил, что "привезти товар можно в любое время, даже ночью, если курьер будет готов выполнить доставку".

– Закон о запрете интернет-продаж спиртных напитков никогда не работал, – рассказывает Вадим Дробиз, руководитель Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя. – И смысла в нём нет. Никто этот рынок не контролирует, никто не знает, что там происходит. А если остановить процесс нельзя, то лучше его легализовать.

Читайте полную версию на сайте