Кризис засыпят зерном: в этом году России нужно собрать внушительный урожай
"Около 12 миллионов тонн надо заложить на семена, порядка 22 миллионов - на продовольствие. Возрастает потребность в зерне в животноводстве - без 40 миллионов тонн жить нельзя. К этому добавляется около 30 миллионов тонн экспорта зерна в год, с мирового рынка уйти нельзя, иначе наше место займут другие. Также необходимо примерно 15 миллионов тонн переходящего запаса. Итого 123 миллиона тонн. Это комфортное наличие зерна в стране", - перечислил потребности директор департамента растениеводства минсельхоза Петр Чекмарев.
Как пишет "Российская газета", в этом году урожай зерна в России составил 105 миллионов тонн. Это приличная цифра. Но с учетом роста цен на продовольствие, задач по импортозамещению и возрастающих потребностей внешнего рынка - 100 миллионов тонн - это уже минимальная потребность. И для хороших результатов надо оптимально провести сев. Однако, есть проблемы.
Первая проблема - увеличение прямых затрат на посевную. В отечественном сельхозпроизводстве по-прежнему велика зависимость от импорта. И из-за роста курсов иностранных валют подорожало почти все: семена, топливо, минеральные удобрения. "Из-за текущей экономической ситуации затраты сельхозпроизводителей возрастают минимум в полтора раза", - уточнил министр сельского хозяйства Николай Федоров. Вторая проблема - нехватка кредитов. По оценкам минсельхоза, на посевную требуется не менее 140 миллиардов рублей заемных средств, а всего на сезонные работы надо 246 миллиардов. Но банки, которые сейчас сами далеко не в лучшем положении, стремятся зарабатывать. Им выгоднее направлять имеющиеся ресурсы на валютные биржи, а не в сельское хозяйство.
"Беда также в том, что с учетом роста ключевой ставки Центробанка кредиты сильно подорожали. Они доходят до 25 - 35 процентов. Плюс сельскохозяйственная отрасль сильно закредитована. Эта закредитованность превышает стоимость всей валовой продукции сельского хозяйства за 1,5 года. Сами понимаете, что при таких долгах и процентных ставках речь о нормальном кредитовании отрасли вести крайне сложно, - прокомментировал ситуацию "РГ" доктор экономических наук, бывший начальник департамента развития АПК правительства Леонид Холод. - Поэтому в свете антикризисных мер, возможно, стоило бы подумать о списании задолженности. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что все средства господдержки, какими бы они ни были, меньше, чем могут получить сельхозпроизводители на рынке. Поэтому надо поддержать торговлю, производителей. Стране вообще, если хотите, нужен НЭП".
Что касается снижения прямых затрат на посевную, то минсельхоз уже договорился с российскими производителями минеральных удобрений о скидке на 15 - 20 процентов. Беспокоит состояние озимых, которые составляют едва ли не половину будущего урожая. Поэтому удобрения нужны как воздух. Однако с учетом текущего курса рубля, когда продавать их за рубеж выгодно, скидок для аграриев явно недостаточно. И сейчас ведомство выступает за введение экспортных пошлин на удобрения, сообщил Николай Федоров.
Кстати, ровно та же ситуация была с зерном. Опасаясь, что большая часть запасов может быть продана за границу, потому что из-за курсовой разницы это выгодно, правительство с 1 февраля ввело экспортные пошлины. Делалось это, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке и перенаправить финансовые потоки. Логично, что деньги идут туда, где выше доходность, в данном случае на зерновой экспорт, а так быть не должно. Пока бизнес от пошлин не пострадал, убеждены в минсельхозе.
Тем временем Россия и Египет обсуждают возможность создания в египетском порту крупного зернового хаба мощностью 7 - 8 миллионов тонн. Об этом, в частности, было заявлено в рамках визита президента Владимира Путина в Каир. Строить хранилище могут российские компании, а содержать египтяне. Египет - крупнейший покупатель российской пшеницы, и в прошлом году Россия удвоила поставки зерна в эту страну до 4 миллионов тонн. В январе было закуплено еще 500 тысяч. Эксперты оценивают новость о создании хаба в Египте позитивно. "Через него Россия сможет поставлять зерно в североафриканские страны и усиливать свое влияние на континенте", - отметил Леонид Холод.