Чиновников с долгами предлагают дисквалифицировать и лишать зарплаты
Депутатов, государственных и муниципальных служащих, у которых есть задолженность по кредитам, предлагается лишать статуса, отстранять от должностей и зарплаты — до тех пор, пока они не рассчитаются с банками. Соответствующий законопроект разработал зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев.
Соловьев рассказал "Известиям", что внесет в весеннюю сессию Думы проект поправок в законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ" (депутаты формально не являются госслужащими), "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также "О системе государственной службы РФ". Соловьев — глава юридической службы КПРФ — пояснил, что новация обусловлена многочисленными обращениями в Госдуму банков, которым задолжали депутаты, чиновники и главы муниципальных администраций. По словам собеседника, главным образом среди потерпевших крупные банки, в том числе с госучастием.
Один из наиболее свежих примеров на эту тему, о котором узнали "Известия", — спор банка ВТБ с замсекретаря курского регионального отделения партии "Единая Россия", председателем Курской областной думы Татьяной Ворониной. 2 февраля 2015 года Ленинский районный суд Курска решил взыскать с нее, а также сыновей Ворониной — Артема и Евгения — 189,9 млн рублей задолженности по пяти кредитам, выданным ВТБ компании ООО "Автоцентр "Черноземье" (сумма основного долга по кредитным договорам — 184,5 млн рублей). По данным ЕГРЮЛ, 68,6% этой компании принадлежит Артему Воронину, а 29,4% — Евгению Воронину. Татьяна Воронина владела ООО до 2011 года, затем стала депутатом и передала актив сыновьям. Источник, знакомый с деталями судебного процесса, сообщил "Известиям", что Воронина с сыновьями были поручителями по кредитам, выданным ООО "Автоцентр "Черноземье" в 2012–2013 годах.
— С марта-апреля 2014 года заемщик перестал платить по кредитам, — рассказал источник, близкий к группе ВТБ. — Банком проводились переговоры с руководителем заемщика, а также ВТБ письменно обращался к нему и поручителям о необходимости выполнения условий кредитных соглашений. Меры не дали положительного результата. Кроме того, контролирующие заемщика и компании-поручителей лица начали процедуру их ликвидации, назначенный ликвидатор подал заявления о банкротстве всех этих компаний в арбитражные суды. В конце апреля ВТБ был вынужден обратиться к заемщику и поручителям с требованиями о досрочном истребовании долга, а после истечения срока на добровольное исполнение этих требований — в суды с исками о взыскании долга. Осенью 2014 года иски о взыскании долга были удовлетворены в полном объеме.
В пресс-службе ВТБ заявили, что средства от Ворониных банк не получил. Комментарий Татьяны Ворониной получить не удалось. В ее приемной сообщили, что она находится в командировке.
Кроме того, в начале 2014 года в Госдуму было направлено несколько судебных решений в отношении депутатов из "Единой России" и "Справедливой России", которые не отдают кредиты. Среди них два члена фракции "Единая Россия" — Заур Аскендеров и Елена Николаева, три члена фракции "Справедливая Россия" — Олег Михеев, Аднан Музыкаев, Владимир Парахин. Долг депутатов на 1 января 2014 года оценивался в 335,8 млн рублей. Тогда депутатам в индивидуальном порядке угрожали лишением мандата. Николаева на этой неделе сообщила "Известиям", что долг перед Сбербанком (в размере 127,3 млн рублей) был погашен в 2014 году. Она напомнила, что была не заемщицей по кредиту, а поручителем.
По словам Михеева, он также был поручителем по кредитам ряда предприятий (один из кредиторов — Промсвязьбанк; сумма долга на 1 января 2014 года — 178,5 млн рублей). Собеседник добавил, что работа по погашению задолженности компаниями ведется, практически весь долг банкам выплачен. Помощник Музыкаева сообщил "Известиям", что депутат в настоящее время погашает пени по кредитным долгам, сумму основного долга он не платит, поскольку средства Музыкаева были похищены бывшим владельцем банка ВЕФК Александром Гительсоном, находящимся в международном розыске с 2010 года (сумма хищения — 495 млн рублей). Как пояснила представитель депутата, пока Гительсон не возвратит средства, Музыкаев не может расплатиться по кредитным долгам; банки-кредиторы вошли в положение Музыкаева. Парахин не ответил на запрос "Известий". С Аскендеровым связаться не удалось.
В августе 2014 года законодатели подготовили и другие меры пресечения для депутатов-должников — запрет выезда за границу, автор проекта тоже Соловьев. Он отметил, что законопроект о запрете выезда для депутатов-должников будет внесен в Думу вместе с новым законопроектом — о лишении чиновников и депутатов статуса/должности без сохранения зарплаты до момента погашения долгов перед банками.
Соловьев уточняет, что высокопоставленные лица должны будут погашать долги перед банками за счет своего имущества или перекредитовываться, чтобы вернуть старые долги. Депутат не исключает, что недобросовестных чиновников такая концепция станет дополнительным поводом для коррупции. К примеру, депутат-должник, осознавая, что его через месяц могут лишить статуса, наберет взяток в десятикратном размере за этот временной лаг. Соловьев говорит, что правоохранительные органы должны держать высокопоставленных лиц-должников банков на карандаше, чтобы такие схемы не получили развитие.
Летом 2014 года Федеральная служба судебных приставов заявила о 60 высокопоставленных персонах, которые имели долги. В частности, это были восемь членов Совфеда, руководители субъектов федерации, представители федерального правительства, три руководителя ведомств и около 40 депутатов. Общий долг этих лиц определялся суммой, превышающей 10 млрд рублей, персоналии не раскрывались.
Упомянутая Елена Николаева не поддержала новацию.
— Депутаты — такие же люди, как и все, — указывает депутат. — При попадании в сложные ситуации им необходимо дать возможность справиться с долговым кредитным бременем. Если применять к депутатам сверхсанкции, это будет дискриминация. Злостные неплательщики по кредитам и так по факту не могут выехать за рубеж. Так что дополнительные меры пресечения не нужны.
Адвокат Владимир Постанюк считает, что законодатели должны быть кристально чистыми независимо от фракции и несоблюдение законов, которые они сами издают, должно быть основанием для лишения не только статуса, но и неприкосновенности.
— В тех случаях, когда депутаты или чиновники не могут здраво оценивать свое финансовое положение и допускают грубую просрочку по кредитам вплоть до принудительного взыскания, доверять им решение более серьезных финансовых вопросов нерационально, — считает начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов. — Если дело доходит до подобных ситуаций, то вопрос о лишении их мандата вполне уместен.
Предправления Банка расчета и сбережений Олег Барановский рекомендует другим банкам вообще не кредитовать организации, у которых есть зависимость от каких бы то ни было политических деятелей или людей, тесно с ними связанных. На Западе их называют PEP (politically exposed person — политически значимое лицо). Как отметил зампред Локо-банка Андрей Люшин, банки уже начали понимать, что кредитование высокопоставленных лиц или компаний, с ними связанных, — это скорее риск, чем выгода.
— Порядочных людей среди таких клиентов не так чтобы много, а вот риски того, что они попадут в немилость, велики, коррупционные и правовые риски — тоже огромны, — поясняет Барановский. — Поэтому лучше воздержаться. Но уж коли в такую ситуацию банк вляпался, то остается бороться. Сомнений в том, что ВТБ победит депутата, нет. Но таковые возникают, когда речь идет о небольших банках, не обладающих ресурсами госбанка, при противостоянии с более влиятельными чиновниками.
Управляющий директор компании "Инвесткафе" Иван Кабулаев считает, что новация подстегнет высокопоставленных лиц более ответственно платить по кредитным долгам. Кабулаев отмечает, что, хотя зачастую их долги формируются в рамках поручительства за компании, которым деньги нужны на бизнес-цели, иногда депутаты и чиновники обращаются за кредитом, когда показать источник дохода не могут, а имущество приобрести хочется.