Есть ли жизнь без мигрантов?: за январь работу по патенту в Алтайском крае одобрили лишь пятерым иностранцам
В ближайшее время число приезжих в России сильно уменьшится. С таких прогнозов начался новый год в столице и наиболее густонаселенных регионах. О том, что Россию покидают мигранты из Средней Азии, рапортовали миграционные службы крупнейших мегаполисов. В Алтайском крае, отмечают эксперты, миграция носит сезонный характер. Потому начало года — не показатель притока приезжих или, напротив, обратной миграции, пишет "Московский Комсомолец" на Алтае".
Первый месяц региональное Управление Федеральной миграционной службы завершило выдачей пяти патентов для трудовых мигрантов. Всего документы успели подать за месяц 23 человека. В прошлом году, к слову, цифры были выше — 476 выданных патентов. Тем не менее начало нового года по новому закону здесь оценивают оптимистично и ожидают существенного пополнения регионального бюджета за счет приезжих.
Кипящий котел
Несмотря на "несезон", холл в здании миграционной службы на ул. Шевченко, 170, и к концу рабочего дня набит под завязку. Сейчас сюда обращаются за постановкой на миграционный учет, получением разрешения на временное проживание, видов на жительство, патентов, разрешений на работу. Здесь же можно пройти тестирование для сертификата на знание языка. Даже гостиницу, по слухам, собираются открыть по соседству в ближайшее время. Пока, однако, приезжие не вполне довольны универсальным зданием.
Абсолютное большинство снующих от окна к окну людей — выходцы из Средней Азии, жители соседних дружественных республик Казахстан, Узбекистан. Татьяна из Усть-Каменогорска приехала оформить документы на временное проживание. С девяти утра до пяти вечера — гонки по вертикали. Дело даже не в бумажной волоките, говорит женщина, а в отсутствии элементарного комфорта в бесконечной толчее. "Люди занимают очереди с шести утра, сами ведут списки очередности в окна. Но, когда двери открываются, уже не поймешь, кто здесь крайний. Первым пройдет самый ловкий: многим приходится поработать локтями", — сетует женщина.
Приезжие жалуются на отсутствие электронной очереди, консультантов, равнодушное отношение госслужащих и отсутствие элементарной возможности сделать ксерокопии многочисленных документов в одном здании. "Почему бы там не посадить переводчиков, нотариусов. С "миграционки" я ехала на проспект Строителей в переводческое бюро. Добраться сложно из-за транспортной развязки. Можно ведь все цивилизованно сделать в одном месте, чтобы потоки людей не превращались в безумную массу. В самом деле, прийти сюда с кипами документов абсолютно нереально. Дипломы, свидетельства, трудовые, справки — банально достать и разложить документы негде, потому что толпа давит сзади со всего маху", — продолжает Татьяна.
В УФМС поясняют, что скопление очередей вызвано массовым обращением желающих получить разрешение на временное пребывание и вид на жительство. Однако в этом году поток мигрантов пока меньше, чем в прошлом. Еще нет очередей на выдачу патентов.
Что касается электронной очереди, в ближайшей перспективе решить эту проблему не обещают из-за отсутствия предусмотренных на это средств. Такой расходной статьи не заложено в бюджете. Тем не менее консультанта в холле все-таки обещают поставить. Обратиться за помощью к "живому" сотруднику УФМС за консультационным столом клиенты смогут не позже чем через месяц.
По новым правилам
По данным внутренней статистики миграционной службы, пока трудовые мигранты заняли выжидательную позицию и не торопятся принять жизнеопределяющее решение, ехать или нет на заработки в Россию. Но интересуются перспективами официального трудоустройства по новому закону в УФМС довольно активно. В январе за получением консультаций сюда обратились 759 человек. Основной вопрос — как же все-таки получить заветное разрешение на работу: какие документы необходимы, где и что можно оформить.
Главное нововведение, о котором говорят в службе, касается изменений в патентной системе. По патенту теперь полагается работать у физических и юридических лиц и у частных предпринимателей. Однако цена вопроса также возросла. Если разрешение на работу в прошлом году стоило 2 000 рублей за год, то за патент желающие работать в крае официально должны выплачивать по 1 568 рублей ежемесячно — фиксированный авансовый платеж. К слову, за последние пять лет эта цифра поменялась не так уж значительно — с 1 000 рублей в 2010 году — до 1 568 в 2015-м. За год стоимость патента теперь составит 18 820 рублей. Однако для того, чтобы получить его, понадобится еще несколько важных документов, за них тоже придется заплатить.
Добровольная медицинская страховка за год обойдется желающим работать в крае минимум в 1 500 рублей, максимум — в 4 000, в зависимости от объема медицинских услуг, включенных в программу страхования. Дешевле полутора тысяч за год стоимость договора добровольного медицинского страхования составлять не может. Более дешевые страховки в УФМС не принимают, так как они, как правило, не охватывают весь спектр медицинских услуг. Стоимость сдачи экзамена зафиксирована на уровне 4 900 рублей. Тестирование в крае могут проводить два университета: классический и АлтГТУ им. Ползунова. Медицинский сертификат стоит еще 1 330 рублей. Если выплачивать сумму патента единовременно, сразу мигранту придется выложить минимум 26,5 тысячи рублей. Впрочем, если вносить авансовый платеж ежемесячно, на старте нужно отыскать только 9 300 и по 1 568 рублей каждые 30 дней, продлевая патент помесячно.
Выход для трудовых мигрантов, по оценке экспертов, в поиске работодателя, который оплатит все эти статьи расходов за них на первом этапе, а потом будет взыскивать суммы из ежемесячной оплаты.
Не зарастет народная тропа
За первый месяц границу края пересекли 3 767 иностранных граждан, 807 из них заявили о том, что планируют работать на территории региона, а значит, будут оформлять документы уже по новым правилам. В ближайшие время здесь ждут около сотни заявителей, прошедших тестирование. Значительное увеличение желающих ожидается ближе к весне, говорят в УФМС. За первый, "несезонный" месяц заветные патенты получили лишь пятеро.
"Пять выданных патентов с учетом того, что законодательство поменялось кардинально, — это много, — оценивает ситуацию Борис Репринцев, начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС. — ФЗ № 357 полностью изменил разрешительную систему трудовой миграции. Иностранным гражданам, которые планируют работать в РФ, необходимо время на адаптацию и подготовку необходимых документов".
Хотя озвученные на федеральном уровне данные о миграции по итогам 2014 года говорят, что Россию покинуло 70% мигрантов, Алтайский край, по мнению специалистов миграционной службы, не останется без приезжих иностранцев. Из региона на конец 2014 года выехало 72 713 человек, или на 12 тысяч больше, чем годом раньше (при этом приехало за год 79 957 человек, каждый пятый собирался работать). Пока на алтайской земле еще находятся почти 2,5 тысячи приезжих трудовых мигрантов, оформивших документы до 1 января. В ближайшие несколько месяцев они обязаны будут покинуть территорию края или оформить новые патенты с соответствии с изменившимися требованиями.
Хотя за первый месяц января патенты на работу на территории региона получили в 95 раз меньше мигрантов, чем в аналогичный период прошлого года, это не показатель оттока мигрантов из региона, считают в УФМС. Условия работы в российских городах по-прежнему останутся привлекательными для неквалифицированных приезжих, прежде всего из-за безработицы в странах их гражданской принадлежности. Новые правила не только не оставят край без мигрантов, но еще и помогут пополнить краевую казну. В прошлом году краевой бюджет получил от иностранных граждан, работавших по патенту, 72,914 млн рублей, половина из указанной суммы досталось краю. В 2015-м миграционная служба ожидает пополнения только регионального бюджета на 110 млн рублей. Доходы от патентов отныне будут оставаться полностью на уровне субъекта.
Эксперты тем не менее опасаются, что часть приезжих, учитывая высокие требования к языковой подготовке потенциальных работников и стоимость патентов, уйдет в тень. Число нелегалов в крае варьировалось последние несколько лет, но оставалось в пределах 1 200 человек за год. Нарушители законодательства с этого года будут рисковать крупными суммами. Иностранный гражданин, не уведомивший УФМС о прибытии в течение месяца, может получить штраф от 10 до 15 тысяч. Опасно работать с мигрантами и работодателям, не сообщившим о заключении ними трудового контракта по истечении трех рабочих дней: один нелегал обойдется предприятию в 250 тысяч рублей, физическому лицу — от двух до пяти тысяч.
Строительные компании отказываются от труда мигрантов из-за хлопотности
Редакция "МК" провела опрос среди мелких и средних строительных компаний Барнаула. Участникам был задан вопрос: "Используете ли вы (использовали ли ранее) труд иностранных работников? Как относитесь к ужесточению условий работы мигрантов из Средней Азии на территории РФ?". В телефонном опросе приняли участие 20 строительных компаний города в сфере жилищного и промышленного строительства, ремонта и отделки помещений.
10% опрошенных в ходе телефонного интервью ответили, что на их объектах работают рабочие из Средней Азии, 5% использовали их труд ранее, но вынуждены были отказаться, 85% заявляют, что никогда не использовали труд иностранных мигрантов. Половина из них предпринимали неудачные попытки подачи заявок на привлечение иностранной рабочей силы, 35% никогда не интересовались привлечением мигрантов.
Мнения, прозвучавшие в ходе опроса:
"Для нашего предприятия разрешительные документы стоят очень дорого. Мы работали с нашими постоянными работниками из Казахстана с 2006 года, но не уверены, приедут ли они в этом году. Лично я предпочел бы работать с мигрантами. Они не пьют, не курят, не отвлекаются от работы. Им не нужно вести детей в детский сад, у них нет семей здесь, в России. Они находятся в командировке, работают быстро и качественно. Объект иностранные работники построят быстрее. Они чаще соглашаются на более продолжительный рабочий день и снимают жилье чаще всего рядом с объектом. Приезжие больше заинтересованы в заработке, и с ними удобнее работать".
"Работают только наши бригады, из Алтайского края и Республики Алтай. Привлекать мигрантов очень хлопотно. Нам хватает своих".
"В крае есть достойные кадры: каменщики, монтажники. Мигранты в большинстве случаев неквалифицированые".
"Есть опыт работы с мигрантами в Архангельске. Оказалось, что один из работников не был оформлен должным образом. Организацию оштрафовали на 1,2 млн, мне предписали штрафные санкции как руководителю. Теперь работаю только с местными".
"Приезжие, как правило, более работящие. Они не пьют, практически не едят, только работают на результат. Чаще выполняют неквалифицированный труд, но очень достойно".